Человек и «каспийский монстр»

Ростислав Евгеньевич Алексеев одним из первых в мировой практике разработал и создал серийные боевые корабли и пассажирские суда на подводных крыльях и экранопланы. Долгое время его имя было укрыто завесой тайн и умолчаний, было запрещено даже фотографировать его
Человек и «каспийский монстр»
Ростислав Евгеньевич Алексеев, советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов
korabel.ru

Родился Ростислав Евгеньевич 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянская область) в семье учительницы и агронома.

У родителей Ростислава было два сына и две дочери. Детей Алексеевы воспитывали по необычной системе: им ничего не запрещали, не оказывали на них никакого давления.

В 1933 году семья переехала в Горький, где Ростислав поступил учиться на Горьковский вечерний рабфак, одновременно подрабатывая чертежником и художником в различных учреждениях. В семье Алексеевых хорошо рисовали все, а Ростиславу больше всего нравилось рисовать яхты и корабли. И в 1935 году он поступил в Горьковский индустриальный институт имени А. А. Жданова (сейчас Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет. Уже учась в институте, Алексеев успел параллельно поучиться в художественном училище. На четвертом курсе способного студента перевели в Ленинградскую военно-морскую академию. Но оттуда его через год отчислили — будущий конструктор не сдал высшую математику. Хотя родные до сих пор считают, что за этим стояла какая-то интрига.

 

Крылья под водой

Алексеев вернулся в Горький, в Индустриальный институт. А 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях».

Тема диплома была выбрана не случайно. Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. И задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Еще на заре авиационной эры летчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.). Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришел к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

magnifier.png Летчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.)

После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с 1941 по 1943 год работал в должности контрольного мастера выпуска танков.

В 1942 году Алексееву были выделены ресурсы на создание боевых катеров на подводных крыльях. Его Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) начинало свой путь со старого сарая и троих помощников. В результате осенью 1943-го в заводской гавани был спущен на воду первый образец судна на подводных крыльях А-4. Катер Алексеева не успел принять участия в боевых действиях. Однако созданные им модели показали, что идею можно успешно реализовать.

И уже в 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера 123-БИС. С 1949 по 1951 год бюро Алексеева продолжало работать над созданием торпедных катеров на подводных крыльях. А в 1951-м Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Государственной премии.

В 1954 году научно-исследовательская гидролаборатория завода «Красное Сормово» становится филиалом ЦКБ-19. Работами коллектива во главе с Алексеевым заинтересовалось Министерство речного флота, и вскоре ему было выделено финансирование на постройку первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета» — на 66 человек. Его строительство началось летом 1956 года, а летом 1957-го Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, эффектно приведя корабль своим ходом в Москву в дни Международного фестиваля молодежи и студентов.

АЛЕКС РАКЕТА.png
Летом 1957-го Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, эффектно приведя корабль своим ходом в Москву в дни Международного фестиваля молодежи и студентов
starscall.ru

А с 1958 года началась история нового класса судов — «Метеоров», которые обладали большей мореходностью, чем «Ракета», что давало возможность использовать их на озерах и для плавания вдоль морского побережья. Первый «Метеор» — на 130 человек — был спущен на воду в октябре 1959 года.

В ЦКБ-19 также были созданы катера «Волга», «Комета», «Спутник», «Буревестник» и «Восход». Все эти скоростные суда на подводных крыльях выпускались серийно. Алексеев часто говорил, что критерий истинности для инженера — серийное производство его изделия. Ежегодно появлялся новый проект. В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Так за восемь лет начиная с 1956 года был создан скоростной флот России.

После того как правительство с ветерком прокатили на «Метеоре», работы Алексеева взял под свое покровительство Хрущев. Он дал всем начинаниям конструктора зеленую улицу, и две тысячи человек под руководством Ростислава Евгеньевича на протяжении пятнадцати лет ежегодно проектировали, строили и испытывали по пятнадцать-двадцать моделей.


 


На экранном эффекте

Первые идеи использования экранного эффекта пришли к Алексееву в конце 1950-х. В его ранних проектах судов на подводных крыльях уже проявлялись черты экранопланов. Причина обращения к экранному полету проста. Скорость — главный показатель экономичности судов на подводных крыльях. Но на пути дальнейшего повышения скорости вставало мощное препятствие — кавитация подводных крыльев. До Алексеева попытки решить эту проблему сводились к приросту скорости в 10–15 километров. Алексеева это не устраивало, и все основные силы он сосредоточил на экранопланах.

В 1961 году первая самоходная пилотируемая модель Алексеева СМ-1 вышла на лед реки Троцы.

magnifier.png Первые идеи использования экранного эффекта пришли к Алексееву в конце 1950-х. В его ранних проектах судов на подводных крыльях уже проявлялись черты экранопланов. Причина обращения к экранному полету проста. Скорость — главный показатель экономичности судов на подводных крыльях

И далее почти каждый год он создавал по пилотируемой модели, а то и по две: СМ-2, СМ-3, СМ-2П7, СМ-4, учебно-тренировочный экраноплан УТ, СМ-5, СМ-6, СМ-8.

Было принято решение о финансировании работ по экранопланам, Военно-морской флот выдал техническое задание на проектирование и постройку «корабля-экраноплана» КМ. Главный конструктор убедил, а заказчик согласился, что наилучшее применение новый корабль (как его по многолетней традиции именовали моряки) найдет в качестве противолодочного.

В начале 1960 года был дан старт этому эксперименту, в 1962-м в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964-м — над проектом экраноплана Т-1 для Воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, второй — до высоты 7500 метров.

Как это часто бывает, у Ростислава Алексеева нашлись недруги. В 1965 году его сняли с поста главного конструктора ЦКБ, но назначили главным конструктором направления экранопланов, и 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат в мире, был спущен на воду. Когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции, анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, но летит над самой водой. Неизвестный летательный аппарат получил у американской стороны прозвище «Каспийский монстр».

ridus.ru // Летательный аппарат получил у американской разведки прозвище «Каспийский монстр»
Летательный аппарат получил у американской разведки прозвище «Каспийский монстр»
ridus.ru

Но в 1975 году в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина потерпела аварию. Оргвыводы были суровыми: Ростислав Алексеев приказом министра судостроительной промышленности СССР был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора.

Мало того, Ростиславу Евгеньевичу запретили присутствовать на испытаниях собственных машин! Но он все равно тайно летал в Каспийск. Благо преданный ему пилот Алексей Митусов, несмотря на возможные неприятности, брал его на борт.

АЛЕКС ЛУНЬ.png
Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит»
ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева

В эти годы, чтобы отвлечься от неприятностей, опальный конструктор занимался живописью. Последние годы жизни Ростислав Евгеньевич был увлечен разработкой экраноплана второго поколения.

Но при испытании модели нового пассажирского экраноплана, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде-80, Ростислав Алексеев серьезно пострадал при спуске экраноплана на воду и вскоре умер.

magnifier.png  При испытании модели нового пассажирского экраноплана, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде-80, Ростислав Алексеев серьезно пострадал при спуске экраноплана на воду и вскоре умер

Алексеев не узнал, какая судьба ждала его творения. Министр обороны СССР приказом от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить эту программу предполагалось до середины 1990-х годов, но этого не случилось. Четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.

Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит». Однако в серию он так и не пошел, но в 2002 году был поставлен на вооружение после длительной консервации.

Еще по теме
Хайп вокруг искусственного интеллекта требует спокойного и обстоятельного разговора об этой безусловно перспективной гру...