Божественный опыт

29 августа 1632 года родился Джон Локк — английский политический мыслитель, философ и государственный деятель. Его философия состоит в развитии двух главных мыслей — отрицания существования врожденных идей и утверждения, что источником всего нашего знания служит опыт
Божественный опыт
Джон Локк — английский политический мыслитель, философ и государственный деятель
british-bridge.co.uk

Будущий философ получил первоначальное образование в Вестминстерской школе, закончил ее в девятнадцать лет и поступил в Оксфордский университет. В 1655 году Локк получил степень бакалавра искусств, а через три года заслужил степень магистра. Но к своим дипломам он относился равнодушно и с горестью говорил, что ученье только отнимало время, нисколько не удовлетворяло его любознательность и не доставляло ни малейшего удовольствия. И того и другого искал он в чтении, в особенности в изучении философии Декарта; хотя со многими мыслями последнего Локк не соглашался.

Будучи человеком слабого здоровья, он занялся изучением медицины. По свидетельству современников, вскоре Локк стал искусным врачом, но, не желая заниматься медицинской практикой, давал советы только друзьям, и то в исключительных случаях, когда того настоятельно требовали; большей же частью он пользовался своими медицинскими знаниями исключительно для сохранения собственного здоровья. Несмотря на такое отношение к медицинской практике, слава его как врача была настолько значительной, что знаменитый в то время врач Сиденгам в своих примечаниях к истории лечения острых болезней с восторгом заявляет, что один из изобретенных им способов лечения одобрен Локком.

magnifier.png Будучи человеком слабого здоровья, Локк занялся изучением медицины. По свидетельству современников, вскоре он стал искусным врачом, но, не желая заниматься медицинской практикой, давал советы только друзьям

В 1666 году Локк познакомился с лордом Энтони Эшли, известным политическим деятелем того времени. Поводом к этому знакомству послужила болезнь лорда, который остался как нельзя более доволен визитом Локка и проникся к нему таким доверием, что уже не хотел лечиться ни у кого другого. Локк один угадал настоящую причину болезни Эшли, посоветовал ему подвергнуться операции и тем самым спас ему жизнь. После такой услуги Эшли предложил ему поселиться в его доме навсегда. Локк принял это предложение, но, не желая оставаться в долгу, продолжал лечить лорда и всех членов его семьи, сделавшись, так сказать, домашним врачом поневоле. Эта скромная обязанность не требовала много времени и не мешала Локку продолжать занятия философией и естественными науками. В то время ему было 34 года.

 

Перепады судьбы

По своим убеждениям Локк, несомненно, принадлежал к партии вигов, одним из главных вождей которой был в то время Эшли. В воспоминаниях Локка, написанных вскоре после смерти Эшли, этот политический деятель выступает перед нами благородным и смелым бойцом за независимость народа.

Эшли не был исключительно практическим деятелем, в часы досуга он любил обсуждать вопросы философии, политики и теологии. И Эшли удалось возбудить в Локке интерес к той и другой. В короткое время Локк настолько овладел этими предметами, что Эшли пришлось учиться им у него. В беседах с Локком лорд Эшли отдыхал от политической борьбы, в которую стремился втянуть Локка. Но в то время, как Эшли всеми силами домогался власти, Локк занимался естественными науками и путешествовал.

ЛОКК ЛОРД ЭШЛИ.png
Энтони Эшли-Купер, 1-й граф Шефтсбери
Wikipedia

В 1672 году лорд Эшли получил титул графа Шефтсбери и стал лордом-канцлером Англии. Локк же благодаря Эшли занял высокий пост секретаря правления по делам благотворительности. Эту должность он занимал до конца 1673 года, то есть до того времени, когда патрон его впал в немилость и Локк неминуемо должен был разделить его участь. Лорда Шефтсбери обвинили в том, что он обнародовал документы с целью возбудить народ против католиков и обнаружить некоторые произвольные действия двора.

Эта кратковременная деятельность на поприще государственной службы доставила Локку много непривычных беспокойств, неприятностей, расстроила его здоровье. Он принужден был на время оставить дом Эшли и уехать во Францию, в Монпелье, где прожил довольно долго.

В 1679 году лорд Шефтсбери опять вошел в милость и занял пост президента Тайного совета. Приехав в Лондон, он тотчас вызвал из-за границы Локка, чтобы снова открыть ему возможность общественной деятельности, которая, однако, и на этот раз продолжалась недолго. Лорд Шефтсбери отказался исполнять требования любимцев короля; это навлекло на него неприятности и в конце концов привело к окончательному падению и заключению на некоторое время в тюрьму. Получив свободу, он уехал в Голландию.

magnifier.png «Локк в Оксфорде воздерживался от выражения каких бы то ни было мнений касательно современной политики. Но доктора богословия и магистры наук не стыдились ловить своего товарища на слове, чтобы обратить его речь ему на гибель»

Положение Локка в Лондоне после отъезда Шефтсбери стало небезопасным, и он уехал в Оксфорд. О пребывании его в то время в Оксфорде Томас Маколей, историк и государственный деятель викторианской эпохи, говорит: «Локк ненавидел тиранию и преследования как философ; его ум и характер предохраняли его от насильственных действий человека партии. Он находился в дружеских отношениях с Шефтсбери и поэтому подвергся нерасположению двора… Локк в Оксфорде воздерживался от выражения каких бы то ни было мнений касательно современной политики. Но доктора богословия и магистры наук не стыдились ловить своего товарища на слове, чтобы обратить его речь ему на гибель. Когда коварство оказалось недейственным, были пущены в ход сила и произвол. После напрасных попыток заставить Локка повиниться решили наказать его без вины. Получено было повеление исключить его из числа членов коллегии».

 

Жизнь в Голландии

В то время Голландия была прибежищем для политических эмигрантов из многих стран Европы. Локк говорил, что свобода и спокойствие, которыми пользуются голландцы, с избытком вознаграждает их за скудость природы.

Штатгальтером Голландской республики был знаменитый Вильгельм Оранский, внук короля Англии Карла I. Вильгельм был в высшей степени предан делу республики и неустанно обращался к Генеральным штатам с пламенными речами; ими он поднимал и воспламенял национальный дух. Лично к Локку принц Оранский отнесся как нельзя лучше.

ЛОКК ВЕРОТЕРП.png
«Письма о веротерпимости» издания 1689 года
Wikipedia

Известно, что в Голландии Локк написал свои знаменитые «Письма о веротерпимости» и основал учено-религиозное общество, первое правило которого состояло в том, что каждый член должен любить и уважать всякого человека, не обращая внимания на его религию и национальность.

А в Англии в это время шла жестокая борьба между парламентом и короной, между протестантством и католичеством. И в 1685 году герцог Монмут — незаконный сын Карла II, короля Англии, Шотландии и Ирландии и его фаворитки Люси Уолтер — со своими сторонниками был вынужден бежать из Англии, поселился в Голландии и начал готовить заговор против короля католика Якова II, что впоследствии привело его на эшафот. Английское правительство, узнав о его заговоре, тотчас послало предписание своему посланнику в Гааге требовать выдачи нескольких подозреваемых в заговоре английских подданных, в том числе Локка. Когда он узнал, что требуют его выдачи, ему поневоле пришлось скрываться. Но так как серьезных оснований для выдачи Локка английское правительство представить не смогло, Локк продолжал жить в Амстердаме, однако из предосторожности выходил из дома только по ночам.

magnifier.png Локк, хотя и отрицал врожденность понятия о Боге, в благочестии не уступал своим предшественникам и, конечно, не сомневался в существовании высшего начала. Но он утверждал, что представление о Боге мы получаем при помощи опыта, рассматривая его творения

В это смутное время своей жизни Локк написал и напечатал свои письма «О веротерпимости», в которых говорит между прочим: «Трудно поверить, чтобы человек из чувства милосердия заставлял кого-либо пытками принять ту или другую веру. Если бы Бог хотел силою обратить людей в какую-нибудь веру, то послал бы Христа с легионами ангелов небесных, а не слишком ревностного сына церкви с его драгунами». Эти письма были с восторгом встречены в Голландии, но оксфордское духовенство ответило на них памфлетами; на два из памфлетов Локк счел нужным ответить, защищая веротерпимость.

 

Локк как философ

Можно сказать, что Джон Локк — отец не только современного эмпиризма, но и материализма. Его философия теории познания состоит в развитии двух главных мыслей: первая — отрицание у человека врожденных идей, а вторая — утверждение, что источником всего нашего знания служит опыт.

Он высказал эти воззрения с большой отчетливостью и ясностью во всех своих сочинениях, посвятив им главным образом «Опыты человеческого разумения». Локк начал этот труд в 1670 году и писал его в течение девятнадцати лет. Он вышел в свет в 1689 году.

ЛОКК ЧЕЛ РАЗУМЕНИЕ.png
«Опыты человеческого разумения» 1689 год
specialprevious.lib.uci.edu

Во времена Локка представление о врожденных идеях играло большую роль в философии. Декарт считал понятие о Боге врожденным. А взгляды Декарта были в то время господствующими во Франции и отчасти в Англии. Спиноза тоже придерживался мнения, что понятие о Боге — врожденное. В древности это признавал Цицерон и пользовался этим для доказательства того, что Бог действительно существует.

Локк хотя и отрицал врожденность понятия о Боге, но в благочестии не уступал своим предшественникам и, конечно, не сомневался в существовании высшего начала. Однако он утверждал, что представление о Боге мы получаем при помощи опыта, рассматривая его творения.

Локк также отрицал существование врожденных законов нравственности. Под последними он понимал основные положения права и морали, с которыми должны согласоваться взаимные отношения между отдельными людьми и народами — одним словом, все правила общежития. Он утверждал, что никаких общих законов нравственности не существует, и стремился доказать, что все до единого правила нравственности изменяются с течением времени; сверх того, Локк приводил в доказательство справедливости своего мнения то, что и в настоящее время в различных странах встречаем мы прямо противоположные правила нравственности, чего никак не могло бы быть, если бы существовала одна врожденная идея нравственности, к которой можно было бы свести все остальные. Локк не признавал также неизменности так называемого внутреннего голоса или голоса совести, говоря, что и сама совесть не одинакова у различных людей и народов, потому что и она является результатом воспитания и условий жизни.

magnifier.png Примирение философии с религией было главной задачей Локка. Известно, какое важное место занимала религия в жизни Локка, и все же она не могла помешать ему высказать мысли, послужившие в дальнейшем основанием для материализма

Примирение философии с религией было главной задачей Локка. Известно, какое важное место занимала религия в жизни Локка, и все же она не могла помешать ему высказать мысли, послужившие в дальнейшем основанием для материализма. Отрицание врожденных идей дало начало эмпиризму, а в трудах французских философов перешло в сенсуализм и материализм.

Признавая опыт единственным источником нашего знания, Локк на этом остановился и не мог вывести тех следствий из этого положения, которые потом были выведены Кондильяком и послужили к разрушению многих основ нравственности и религии.

Локк, хоть и изучал медицину и естественные науки, занимался последними сравнительно немного; его натурфилософия вся в нескольких страницах; однако считается, что он, можно сказать, очистил путь своему великому соотечественнику Ньютону. А Юма идеи Локка привели к скептицизму.

ЛОКК ОПЫТ ЧЕЛ РАЗУМ.png
«Мысли о воспитании» 1728 год
bl.uk

Педагогические труды

Главное педагогическое сочинение Локка, «Мысли о воспитании», как и все другие его сочинения, представляет ряд размышлений над явлениями действительной жизни. Локк не обнаруживает ни малейшей претензии создать какую-нибудь цельную систему воспитания — напротив, стремится обратить внимание родителей и воспитателей на важность строгого и серьезного отношения к этому делу.

Локк начинает свою книгу о воспитании словами: «В здоровом теле — здоровый дух». Много и подробно говорит он о том, что нужно делать для того, чтобы укрепить молодое тело и закалить его для борьбы со всевозможными вредными влияниями, предлагая целую систему правил физического воспитания.

magnifier.png Научное образование Локк считает делом второстепенным и ставит его намного ниже нравственного воспитания. Философ признает пользу научного образования только для людей способных, для других же считает его скорее вредным

Согласно Локку, задача физического воспитания сводится к укреплению и закаливанию тела, исключающим всякое излишество и изнеженность. Теми же соображениями руководствуется он в воспитании духа, высказывая следующее мнение: «Если крепость тела состоит в труде и усилии, то же может относиться и к духу. Главный принцип, основание всякой добродетели, всякой заслуги, заключается в том, чтобы человек был способен отказывать себе в удовлетворении собственных желаний, умел бы противостоять своим собственным склонностям и следовать начертаниям своего разума, если бы они шли вразрез со всеми другими желаниями».

Интересно, что научное образование Локк считает делом второстепенным и ставит его намного ниже нравственного воспитания. Это объясняется протестом Локка против схоластического направления школы того времени, набивавшей молодые головы совершенно бесполезным и ни к чему не ведущим знанием.

Философ признает пользу научного образования только для людей способных, для других же считает его скорее вредным; относительно последних он дает родителям следующий совет: «Отдайте вашего сына в такие руки, которые могли бы по возможности сохранить его невинность, развить и воспитать в нем добрые наклонности, без всякого насилия исправить и излечить дурные и приучить его ко всему хорошему».

 

Революция и возвращение в Англию

В 1688 году в Англии произошла Славная революция, приведшая к власти Вильгельма III Оранского, который стал королем Англии и Шотландии. Это важное событие открыло Локку возможность вернуться в свое отечество; он приехал в Англию на одном корабле с принцессой Оранской. И с большим рвением принялся снова за свои философские труды, которые создали ему славу. В 1689 году Локк окончил свой «Опыт». Появление в свет этого сочинения стало настоящим событием в Англии. В Оксфорде было решено всячески содействовать распространению этого сочинения. Локка наконец признали соотечественники.

ЛОКК ВИЛГ 3.png
Вильгельм III Оранский Король Англии и Шотландии
Wikipedia

Правительство употребило все усилия на то, чтобы привлечь Локка к широкой деятельности на государственной службе; ему предлагали место посланника в России или Берлине, но он отказался от всех предложений, ссылаясь на слабое здоровье.

В 1689 году Локк написал трактат «О правлении», в котором выступил защитником английской революции 1688 года.

Три небольших сочинения Локка «О монетном деле в Англии и его улучшении» обнаруживают хорошее знакомство автора с вопросами торговли и политической экономии. Эти труды оказались как нельзя более своевременными и принесли много пользы Англии; но они, как и все новое, вызвали большую бурю в финансовом мире и множество возражений; последние, однако, были блистательно опровергнуты Локком.

В 1691 году Локк выпустил экономический памфлет «Рассуждения о понижении процента и повышении ценности денег», в котором он выступил сторонником меркантилизма. «Страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоеванием и торговлей», — пишет он. Представляя внешнюю торговлю главным средством обогащения страны, он тем не менее основу богатства видел в труде. Если взять сырую шерсть, сукно и платье из этого сукна и сравнить их ценность, «мы увидим тогда, сколь многая часть их ценности получается через человеческий труд».

magnifier.png «Я убежден в том, что земная жизнь есть только приготовление к лучшей жизни. Я немало-таки пожил на свете и, благодарю Бога, был счастлив, но все же на эту жизнь смотрю как на нечто само по себе суетное и пустое»

Правительство выразило свою признательность и доверие Локку, предложив ему должность министра торговли и колоний, которую он и занимал до тех пор, пока его расстроенное здоровье не потребовало отъезда из Лондона. Припадки застарелой болезни, астмы, настолько усилились, что он просил у короля отставки. Эта просьба очень огорчила Вильгельма; трудно было заменить Локка кем-нибудь другим. Король просил его не оставлять этой должности, но посвящать ей столько времени, сколько позволяло его здоровье; он разрешал Локку жить в деревне и только на время приезжать в Лондон. На это Локк отвечал, что совесть не позволяет ему занимать видный пост и получать большое содержание, когда он уже не в силах как следует исполнять свои обязанности; он остался при своем решении.

Здоровье Локка заметно ухудшалось. Накануне своей смерти Локк сказал леди Мешем, у которой он жил: «Я убежден в том, что земная жизнь есть только приготовление к лучшей жизни. Я немало-таки пожил на свете и, благодарю Бога, был счастлив, но все же на эту жизнь смотрю как на нечто само по себе суетное и пустое». Локк умер 28 октября 1704 года, на 73-м году жизни.

Еще по теме