Новости 02.12.2019

Современные технологии для очистки памятников

Современные технологии для очистки памятников
До начала работ скульптура «Зефир, качающийся на ветке» имела застарелые биологические поражения, черные гипсовые корки и многочисленные саже-пылевые загрязнения
СПбГЭТУ ЛЭТИ

В Петербурге внедряется технология очистки памятников с помощью лазерных технологий. Ее разработчики — ученые из СПбГЭТУ ЛЭТИ — поделились опытом на Неделе науки в Берлине, сообщает пресс-служба вуза.

Профессор кафедры фотоники ЛЭТИ Вадим Парфенов представил мировому научному сообществу обзор практических работ по применению лазерных технологий в сохранении памятников истории и культуры в Санкт-Петербурге, которые были выполнены научной группой университета в рамках сотрудничества со специалистами музеев и реставрационных компаний в период с 2006 по 2018 год.

«В последние десятилетия проблема разрушения памятников под влиянием окружающей среды существенно обострилась из-за воздействия экологических факторов, — рассказал Вадим Парфенов. — В наибольшей степени она затрагивает крупные промышленные мегаполисы во всем мире, включая Санкт-Петербург. Поэтому на повестку дня уже давно встал вопрос о необходимости разработки новых высокоэффективных методов и технологий реставрации и документирования памятников».

Ученый рассказал о первых опытах практических работ в ЛЭТИ по применению лазеров в реставрации. В 2006 году в кооперации с компанией «Реставрационная мастерская “Наследие”» были проведены работы по очистке мраморных надгробий в некрополе XVIII века Александро-Невской лавры. В 2007 году в сотрудничестве с Государственным Русским музеем были очищены 30 итальянских мраморных скульптур XVIII века в Летнем саду в Санкт-Петербурге. С помощью лазера удалось удалить все загрязнения без повреждения каменной поверхности.

Большой интерес участников пленарной сессии в Берлине также вызвал опыт реставрационной работы, выполненной учеными вуза в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». Впервые в мировой практике все работы по очистке мраморных статуй были выполнены исключительно при помощи лазера. Совместно с реставраторами из компании «Ресстрой» специалистам ЛЭТИ удалось подарить новую жизнь скульптуре «Зефир, качающийся на ветке», которая была создана в 1860 году. До начала работ она имела застарелые биологические поражения, черные гипсовые корки и многочисленные саже-пылевые загрязнения. Результаты доказали эффективность лазера как инструмента для реставрации

«ЛЭТИ — единственный научный центр в нашей стране, который занимается на постоянной основе изучением возможностей применения лазерной техники и ее внедрением в область музейной работы и разработкой новых методов и технологий», — говорит Вадим Парфенов.

Заинтересованность зарубежных коллег вызвала еще одна область работ ученых ЛЭТИ — применение технологии лазерного 3D-сканирования для создания электронных паспортов и физических копий скульптурных памятников. В мировом сообществе среди специалистов в области музейной работы идут жаркие споры: что лучше — дать разрушающемуся экстерьерному памятнику погибнуть на его историческом месте или заменить его на копию? Прийти к единому мнению иностранных экспертам пока не удалось. Вадим Парфенов рассказал, что в Санкт-Петербурге с его суровым климатом такой дилеммы уже не существует.

«Сегодня в нашем городе идет активный процесс изготовления копий скульптурных памятников с последующей музеефикацией оригиналов. Но возникает другой серьезный вопрос: какие технологии можно и нужно использовать при создании копий памятников? Сейчас копии из камнезаменителей получают в результате формовки оригинальной скульптуры, а это неизбежно приводит к существенному физико-химическому воздействию на ее поверхность», — пояснил Вадим Парфенов.

Ученые ЛЭТИ предлагают альтернативный способ — бесконтактное копирование скульптурных памятников. Оно позволяет изготавливать копии из натурального камня (мрамора, известняка, гранита и т. д.). Опыт работы с использованием этой технологии у ученых вуза тоже есть. Сделана копия мраморного бюста «Примавера» из коллекции ГМЗ «Царское Село» при помощи создания компьютерной 3D-модели в результате лазерного 3D-сканирования. Еще одна подобная работа, выполненная научной группой ЛЭТИ, — изготовление копии мраморного бюста Петра I из коллекции ГМЗ «Петергоф».

По словам Вадима Парфенова, несмотря на положительные результаты работ, внедрение инновационных технологий в область музейной работы происходит медленно. Основные причины — нехватка финансов и настороженное отношение к новым методикам, ведь главная заповедь музейного сотрудника, как и врача, — «Не навреди». Все это пока сдерживает внедрение новых методов реставрации, которые могли бы повысить эффективность выполнения разных задач музейной работы.

Ученые ЛЭТИ надеются, что представленные на Неделе науки в Берлине уникальные результаты научной группы вуза по реставрации и реконструкции скульптурных памятников в Санкт-Петербурге вызовут практический интерес и откроют перспективы для более широкого внедрения лазерных и оптико-электронных методов и технологий в практику музейной работы в России.

 


Наверх