Среда 24 декабря 2024

Кто сегодня пойдет на грозу?

Отсутствие ученых-героев в общественном сознании является прямым следствием отсутствия популярных литературных произведений и художественных фильмов о науке. О причинах этого мы попросили поразмышлять известного киносценариста
Кто сегодня пойдет на грозу?
«Стимул»

Наше сознание питается историями героев. Мы живем подражанием архетипам. Поиск смыслов, о котором и о которых мы говорим уже с четверть века (едва ли не первым забил тревогу Даниил Дондурей), — не что иное, как поиск ролевых моделей поведения.

Недавнее исследование показало, что главный герой наших бумеров — Штирлиц, миллениалов — Данила Багров, а зумеров — Человек-паук. Своих ученых-героев у нас нет. Хотя кругом они есть. Поэтому вопрос для сценариста стоит просто: как сделать из ученых киногероев? Чтобы кому-то подражать, надо сначала о нем узнать.

Не уверен, что многие хотят подражать Григорию Перельману, но в его образе поведения есть то, что восхищает людей любых национальностей, времен и поколений: независимость. Восхищение необязательно (и слава богу) переходит в подражание, но свидетельствует о наличии определенных общих ценностей — очевидно, тех самых, которые бюрократическим языком называются традиционными духовно-нравственными.

Нам нравятся герои, которым мы хотели бы подражать, но не можем. Представьте элементарное: ученый Штирлиц, ученый Данила Багров и ученый Человек-паук. Такая история требует научной («производственной») сюжетной линии, которая, по сути, и создает историю. Огромная беда постсоветского кино в том, что оно утратило связь с реальностью.

«Красотка» как производственный фильм

Как ни парадоксально, советские идеологические запреты для кино оказались куда более благотворными, чем свобода. Многие пытались понять, откуда в кино взялись тридцать лет «чернухи». Версии по преимуществу сводились к козням врагов (которые, разумеется, исключать не стоит), но у меня есть более простой профессиональный ответ. Чернуху писать очень просто. Чернуха не требует знания драматургического ремесла. Все просто плохо, потом еще хуже, а когда драматургический конфликт должен был бы быть разрешен — просто «все умерли».

Вот на этой доступности и рухнул барьер входа в профессию, когда спрос опередил предложение. В определенном смысле такое происходит и сегодня. С экономикой кинобизнеса не поспоришь, но когда единственным инвестором кинематографа осталось государство, возникает вопрос: должен ли этот инвестор что-то получать взамен миллиардов, вкладываемых в индустрию и достающихся продюсерам?

magnifier.png Когда мы говорим о кино «про ученых», мы должны понимать, что разговор идет прежде всего о кино. У нас сейчас, к глубокому сожалению, все кино, выходящее за рамки развлекухи, глубоко сегментировано. Скажем, патриотическое кино — один сегмент, индустриальное — другой

Реализация социальной функции кинематографа требует от государства не идеологического диктата, но постановки задач. И они в декларативном смысле есть. В приоритетных темах для господдержки кинематографа в прошлом году значилась «Наука России: инновации, технологии, приоритеты», а в этом — «Мотивация молодежи к освоению рабочих и инженерных специальностей. Повышение социального статуса рабочего и инженера, научно-исследовательской и инновационной деятельности». Правильные и достаточно широкие формулировки.

Вопрос, чем на это отвечает профессиональное сообщество. Документальное кино отвечает. Игровое — примерно никак, хотя то же документальное кино дает необычайно богатый материал, который можно трансформировать в игровые истории. Обратите внимание на гигантское количество киноисторий, которые в США снимают «по мотивам реальных событий», выкупая права на книги нон-фикшен или журналистские репортажи. У нас сегодня такое можно представить?

У нас и журналистика-то схлопнулась на представлении о том, что ее главный материал — скандалы, интриги и расследования. На том, что других конфликтов практически не существует — или они неинтересны. Самое, наверное, важное и нужное — социальная журналистика — оказалось в загоне. Словно конфликты бывают только криминальные или с властью. Отражение этого мы и видим в кино, которое тоже срез общества.

Вместо образа времени у нас образ безвременья, и не как многозначительная политическая метафора, а как вакуум смыслов, ролевых моделей поведения. Когда сегодня (в среднем по больнице) сценарист собирается написать какую-то историю, он думает о сюжете: что бы такого новенького изобразить. Особенно когда от него требуют историю про очередных содержанок и (или) коррупционеров. А вот о том, что этой историей он хочет сказать, не думает. И чему должна, не побоюсь этого слова, учить ролевая модель поведения его героя. Потому что заказчики, опять-таки в среднем по больнице, об этом не думают тоже.

Утверждения, что искусство должно кого-то чему-то учить, многие пугаются. С одной-то стороны, искусство никому ничего не должно. Когда вы творите его, не выпрашивая ни у кого денег. Другое дело, что вопрос финансирования не снимает вопроса о смыслах. О том, какие чувства пробуждает лира художника, что в свой жестокий век восславляет и к чему призывает. Смыслы кончились вместе с советской властью, и результат, который мы получили в искусстве и кинематографе, налицо.

Целеполаганию должны отвечать технологии. И технологии разработки смыслов в драматургии существуют. Речь, разумеется, идет не о технологиях пропагандистских манипуляций (хотя суть любого искусства манипулятивна). Но убеждают читателей или зрителей не лозунги, а характеры, модели поведения героев. Художественная правда.

«Тихий Дон» не за или против коммунистов. И «Белая гвардия». Художественная правда — про человека и за человека, а не идеи его улучшения. Я недавно обнаружил написанную еще несколько лет назад статью какого-то оппозиционного филолога. Он очень серьезно объяснял политический вред, причиняемый нынешнему протестному движению Достоевским, именно тем, что революционеры в «Бесах» разоблачаются не пропагандой, а демонстрацией того, к чему ведут модели их поведения.

magnifier.png «История про ученого» — это не жанр. Жанр может быть детективом или мелодрамой, драмой или комедией. А любой из этих базовых жанров может быть основой для фантастической комедии, детективного триллера, исторической драмы или мистической истории любви. И что угодно из этого может быть историей про ученого

Когда мы говорим о кино «про ученых», мы должны понимать, что разговор идет прежде всего о кино. У нас сейчас, к глубокому сожалению, все кино, выходящее за рамки развлекухи, глубоко сегментировано. Скажем, патриотическое кино — один сегмент, от которого либералы воротят нос (к сожалению, от его качества очень часто воротят нос и патриоты), индустриальное — другой (кому интересно, что там у станка происходит), социальное — тем более: наверное, про какие-то проблемы неудачников.

А в Голливуде хорошее кино одновременно и социальное, и патриотическое, и с производственной линией. Без производственной линии не было бы и сюжета фильма «Красотка». А прекрасный фильм Клинта Иствуда «Гран Торино» в формате криминальной драмы представляет социальное кино, направленное на гармонизацию межнациональных отношений и поддержку отечественного производителя. Сколько раз там ненавязчиво мелькает звездно-полосатый флаг, не счесть. У нас такое и патриоты сочли бы перебором. Интересно, почему?..


АЛЕШКОВСКИЙ.jpg
Президент Гильдии кинодраматургов, заместитель председателя Союза кинематографистов России Алексей Алешковский
Сергей Румянцев

Смыслы для развития страны

Технология разработки смыслов относительно проста (по крайней мере в теории). Для начала нужно понять, с какого (ложного) тезиса история начинается, с каким антитезисом сталкивается и к какому синтезу приходит. Герою нужна цель. Предположим, он хочет уехать работать в Америку. С какими препятствиями он столкнется? Как он их преодолеет? Почему останется, когда путь будет открыт? Почему мы в это поверим? Из того, что хороший ученый изобретает что-то хорошее, хорошей истории не сделать.

Наконец, «история про ученого» — это не жанр. Жанр может быть детективом или мелодрамой, драмой или комедией. А любой из этих базовых жанров может быть основой для фантастической комедии, детективного триллера, исторической драмы или мистической истории любви. И что угодно из этого может быть историей про ученого, на которую пойдут зрители. Если она не провалится в прокате.

Сборы в кино не гарантируются и не прогнозируются. Но ключик к ним есть, и это те самые ролевые модели поведения. Зрителей не очень интересуют профессиональные кондиции, на которые обращают внимание кинематографисты (хотя и среди них редко бывает согласие по поводу художественных оценок того или иного фильма). Зрителей интересуют конвенции истории и жанра. Интересуют образы и характеры героев. Прекрасная прокатная судьба бывает и у сказок. Но вот запоминаются на десятилетия почему-то Штирлиц, Данила Багров и Человек-паук.

Мы в Гильдии кинодраматургов совместно с АНО «Национальные приоритеты» опробовали в новосибирском Академгородке формат проведения специальных проектных сессий, которые позволяют разрабатывать концепт киноисторий вместе с прототипами их героев. В советские времена сценаристов могли отправить на завод или в рыболовецкий колхоз, где они за несколько месяцев напитались бы материалом. Сегодня такая практика забыта — еще хорошо, если на фильм приглашают консультанта. И счастье, если его слушают.

magnifier.png Истории про ученых не могут разрабатываться без ученых, а истории про полицейских — без полицейских. Из головы можно выдумать, разумеется, все что угодно, но после этого врачи хватаются за головы, смотря медицинские процедуралы, или подростки — глядя на то, какими их представляют взрослые дяди и тети

Истории про ученых не могут разрабатываться без ученых, а истории про полицейских — без полицейских. Из головы можно выдумать, разумеется, все что угодно, но после этого врачи хватаются за головы, смотря медицинские процедуралы, или подростки — глядя на то, какими их представляют взрослые дяди и тети. Вот платформа «Окко» утверждает, что не запускает ни одной подростковой истории, в которой не было бы консультантов-подростков, и это отрадный пример.

Разработка социального, или, лучше сказать, актуального, кино — задача социокультурного проектирования. Сегодня это, увы, редкость и случайность, как и социальный эффект. Повальная неокупаемость кинематографа — следствие отсутствия этого проектирования в том числе. После премьеры фильмы «Офицеры» в СССР кратно вырос конкурс в офицерские училища, после «Интернов» — в мединституты. А ведь зрители не открывали для себя новую реальность: они видели ее преображенной. Пусть даже в комедийном ключе. Они могли отождествить себя с героями этих фильмов.

Мы плохо знаем и понимаем не только собственную страну, но и самих себя. Соответственно, плохо репрезентируем себя инструментами массовой культуры во внешнем мире. Сейчас много говорят о ремейках советской киноклассики. Но каким языком предлагается ее переводить для современной молодежи? Тупое копирование успеха иметь не может. Современные курьеры — не курьер из фильма Шахназарова. У современных ученых тоже современные проблемы. Тут требуется совершенно новая работа с драматургическим материалом сегодняшнего дня. А навыки адекватного современности драматургического мышления во многом утрачены.

Разработка киноисторий, которые снимаются за большие государственные деньги, должна стать государственной задачей. Не в смысле ограничения свободы творчества, а в смысле целеполагания и экспертного подхода. Критериями должны становиться не тематические слоты (которые сами по себе никого ни в чем не ограничивают), а объединяющие общество смыслы, которые необходимы для развития страны.

* Президент Гильдии кинодраматургов, заместитель председателя Союза кинематографистов России

Темы: Среда

Еще по теме:
15.01.2025
На этой неделе правительство Великобритании представило основные направления долгосрочной стратегии инвестирования в иск...
26.12.2024
«Иннопрактика» готова выступить интегратором и «единым окном» по вопросам привлечения рыночных инвестиций в капитал быст...
25.12.2024
По информации Financial Times, ведущие оборонные хайтек-компании США Palantir и Anduril ведут активные переговоры со Spa...
17.12.2024
17 декабря в пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Фондом Ро...
Наверх