Мнение5 сентября 2017

Физика в монастырской келье

Дан Медовников
Как в средневековом сицилийском городке нашли способ снять многовековое противоречие между наукой и религией

Многовековая героическая борьба религиозной и научной картины мира, кажется, стала неотъемлемой частью нашего исторического и культурного ландшафта. Она постоянно обостряется, что свидетельствует о ее удивительной живучести. Прощения нет с обеих сторон, и несмотря на то, что на дворе двадцать первое столетие, противостояние возникает по любому поводу. Обе стороны ищут все новые аргументы для доказательства своей правоты, будто игнорируя данное еще Аристотелем определение невежества («Ведь это невежество не знать, для чего следует искать доказательства и для чего не следует», — написал он в «Метафизике»).

И любопытно присмотреться к тому, как снимают этот конфликт человеческой интеллектуальной жизни, по-видимому неизбежный в обозримом будущем, в католической Италии, которая долгое время находилась в эпицентре этого противостояния. Как справедливо заметил Макс Вебер, «основания современных естественных наук были заложены на католических территориях и в католических головах». По большому счету, с Италии все и началось, а одной из самых знаковых сюжетных линий в этой истории стало обвинение католической церковью Галилея почти четыреста лет назад — и признание своего приговора несправедливым в 1992 году. Некоторые любопытные обстоятельства мне удалось выяснить, побывав на прошлой неделе в маленьком городе Эриче, расположенным довольно высоко в горах на северо-западе Сицилии.

Процесс над Галилеем досконально изучен: этот великий ученый-католик нарушил папский эдикт, запрещающий пропаганду гелиоцентрической модели мира (при этом разрешалось ее использование в расчетных целях). Галилей опубликовал и разослал влиятельным ватиканским сановникам «Диалог о двух системах мира», в котором под видом беспомощного дурака Симпличио вывел защитника официальной точки зрения католической церкви. После этого «дергания тигра за усы» Галилей был вызван в Рим, ему предъявили обвинение в «подозрении в ереси», начался знаменитый процесс. Надо заметить, что научные темы на процессе не обсуждались, судей интересовали только два вопроса: сознательно ли обвиняемый нарушил папский эдикт, опубликовав «Диалог», и раскаивается ли он в содеянном. Галилей сознался, раскаялся, подписав отречение, и провел остаток жизни под домашним арестом в собственном доме, изредка посещаемый друзьями (раскрученная в советском дискурсе галилеевская фраза, якобы сказанная им после отречения: «А все-таки она вертится» — признана историками поздней журналистской подделкой).

Менее известно, что именно привело к оправдательному вердикту по делу Галилея Папской академии наук в октябре 1992 года. Как выясняется, ключевую роль здесь сыграл Фонд и Центр научной культуры им. Этторе Майораны. Центр этот нашелся в старом средневековом Эриче — в исторической части этого городка проживает всего 512 человек, на которых приходится несколько десятков церквей. Нынешние основные здания центра — это четыре отреставрированных монастыря, переданных церковью государству. В центральном офисе, в кельях доминиканского монастыря San Rocco, висят портреты Галилея, Этторе Майораны — гениального сицилианского физика, любимого ученика Ферми, пропавшего без вести после отплытия из Неаполя в Палермо, Иоанна Павла II и Антонино Дзикики — крупного итальянского физика, основавшего центр в 1962 году. На мемориальной табличке высечены слова: «И Наука и Вера являются дарами Господа». На месте алтаря соседнего монастыря, переданного в ведение центра, красуется хайтековский лекционный стенд с выгравированным трехметровым шрифтом уравнением Дирака. Короче говоря, у современного русского человека начинается что-то вроде легкого приступа шизофрении.

Антонино Дзикики — специалист по субъядерной и нейтринной физике и одновременно христианин-католик. Он глубоко убежден, что наука и религия не могут быть конкурентами друг другу и не должны пытаться отвечать на одни и те же вопросы. Именно поэтому он считает ошибкой приговор Галилею — церковь просто не поняла, что отец современной науки отвечал на «другие» вопросы и ни в коем случае не посягал на авторитет церкви в ее собственной епархии. Звучит, на мой вкус, мутновато, но, так или иначе, Дзикики, будучи и католиком, и ученым, поставил себе целью ни много ни мало восстановить гармонию между верой и наукой, «сняв» галилеевскую проблему Ватикана.

В 1979 году Дзикики написал письмо только что избранному папе Иоанну Павлу II с предложением пересмотреть дело Галилея. Папа встретился с Дзикики и еще пятьюдесятью физиками и решил вернуться к этой старой истории. Была создана панель из ученых, теологов и историков, которая в течение нескольких лет готовила доклад, главным выводом которого стало утверждение, что Галилей был осужден несправедливо. Папской академии наук потребовалось еще несколько лет, чтобы, изучив доклад, вынести оправдательный вердикт. В 1993 году состоялся визит Иоанна Павла II в Центр имени Майораны, закрепивший союз этой научной организации и католической церкви.

Здесь, в Эриче, невольно слышится историческая рифма: ученое знание, когда-то вышедшее из монастыря, опять в него вернулось. Сегодня центр процветает, в него включены 128 научных школ, в его работе участвуют 140 нобелевских лауреатов, которых время от времени можно встретить на узких средневековых улочках Эриче, получившего официальный статус «города науки». В монастырях почти непрерывно идут научные семинары и конференции, посвященные самым разным отраслям современного знания — от астрофизики до онкологии. А тем временем колокола Chiesa Madre — главной церкви города, построенной в лаконичном и немного суровом стиле Кьярамонте, — продолжают извещать о начале службы.

Наверх