Инновации 4 ноября 2021

Попользоваться Вселенной

Facebook на волне скандалов и судебных разбирательств решил пойти ва-банк — на прошлой неделе был произведен официальный ребрендинг: компания получила новое название Meta Platforms, Inc., а ее глава Марк Цукерберг запустил масштабную пиар-кампанию по раскрутке инновационной концепции «метавселенной». В чем замысел Цукерберга?
Попользоваться Вселенной
Метавселенная должна охватывать как физический, так и виртуальные миры, внутри нее должны присутствовать различные элементы «полноценной экономики»
reddit.com

В январе 2020 года известный американский венчурист Мэтью Болл представил набросок картины глобального цифрового будущего, в котором, помимо всего прочего, были отмечены ключевые характеристики так называемой метавселенной (metaverse). Согласно его видению, метавселенная должна охватывать как физический, так и виртуальные миры, внутри нее должны присутствовать различные элементы «полноценной экономики» (иными словами, крупномасштабная реальная торговля продуктами и услугами), и она должна предлагать «беспрецедентную операционную совместимость»: все ее пользователи, по мнению автора, получат возможность свободно «переносить свои аватары и товары из одного места метавселенной в другое независимо от того, кто управляет той или иной ее частью».

Эта трактовка будущей цифровой метавселенной кардинально отличается от «исходной» версии — метавселенной, впервые изображенной другим американцем, писателем-фантастом Нилом Стивенсоном в его знаменитом романе Snow Crash (в русском переводе — «Лавина»), опубликованном в 1992 году. Первооткрыватель метавселенной и один из пионеров киберпанка (который, если угодно, можно также назвать цифровой антиутопией) представил свою трехмерную виртуальную реальность (ту самую метавселенную) в куда более мрачных красках, и, в частности, многие ее элементы позднее были доведены до безотрадного совершенства в еще более знаменитой «Матрице» братьев Вачовски (1999).

Однако с момента своего зарождения совместными усилиями мастеров киберпанка пресловутая концепция метавселенной претерпела немало изменений, и в соответствии с потребностями бурно растущей цифровой экономики, в которой крупные ставки сегодня делаются на разнообразные виртуальные «фишки», она постепенно обрела куда более благообразные очертания «для внешнего пользования».


СТИВЕНСОН.jpg
Метавселенная впервые изображена американским писателем-фантастом Нилом Стивенсоном в его знаменитом романе Snow Crash (в русском переводе — «Лавина»), опубликованном в 1992 году
vanityfair.com / Wikipedia

Ставка на молодых взрослых

Такая «позитивная» версия metaverse, разумеется, была воспринята многими крупными фигурантами современного глобального цифрового пространства с куда большим энтузиазмом, а одним из самых активных приверженцев концепции метавселенной стал глава Facebook Марк Цукерберг. В июле этого года он впервые обнародовал свои идеи о метавселенной (и, к слову, заодно честно признался, что до этого внимательно изучил эссе Мэтью Болла) и уже тогда попытался обрисовать ее в более привлекательном виде, отметив, что, мол, очень важно, чтобы ни одна крупная компания не смогла контролировать метавселенную, — она должна стать «персонифицированным/овеществленным интернетом (embodied internet), управляемым множеством различных игроков на децентрализованной основе». Причем, что любопытно, в тогдашнем интервью известному интернет-ресурсу The Verge г-н Цукерберг уточнил, что, по его мнению, «отдельные компании не должны иметь своих собственных метавселенных».

А в своем последнем апгрейде, представленном в конце октября и осуществленном двумя последовательными итерациями — в понедельник 25 октября на пресс-конференции для инвесторов и в четверг 28 октября на ежегодном корпоративном мероприятии Facebook Connect (спецтусовке энтузиастов дополненной и виртуальной реальности), Цукерберг наконец представил свой переосмысленный вариант этого концепта. Согласно его современному видению, «метавселенная станет преемником мобильного интернета… Обеспечение эффекта присутствия, то есть ощущения своего местонахождения рядом с другим человеком, — это заветная мечта (в оригинале — “Священный Грааль”) онлайнового и социального опыта… Мы надеемся, что к концу десятилетия сможем помочь миллиарду людей использовать метавселенную и тем самым способствовать формированию цифровой экономики стоимостью в сотни миллиардов долларов».

magnifier.png «Обеспечение эффекта присутствия — это заветная мечта онлайнового и социального опыта… Мы надеемся, что к концу десятилетия сможем помочь миллиарду людей использовать метавселенную и тем самым способствовать формированию цифровой экономики стоимостью в сотни миллиардов долларов»

Господин Цукерберг также заявил, что «сейчас наш бренд настолько тесно связан с одним продуктом (с социальной сетью Facebook. — “Стимул”), что он уже не может отражать все то, что мы делаем сегодня, не говоря уже о будущем… И со временем, я надеюсь, нас будут воспринимать прежде всего как metaverse-компанию, и я хочу более четко сфокусировать нашу работу и идентичность на том, что мы намерены построить в дальнейшем».

Более того, он фактически назвал новое радикальное средство для лечения «болезни Facebook»: компании нужно постепенно отказаться от своих старых пользователей и переориентировать компанию на обслуживание так называемого поколения Z (они же «зумеры»), активно поощряя представителей последнего покупать разнообразные виртуальные продукты и услуги в зарождающейся метавселенной.

«Мы перенастраиваем свою деятельность для того, чтобы сделать нашей путеводной звездой обслуживание молодежи (young adults), вместо того чтобы продолжать пытаться оптимизировать ее в интересах большего количества людей старшего возраста (older people)», — сообщил генеральный директор Facebook инвесторам в понедельник, определив при этом обозначенную им категорию как людей в возрасте от 18 до 29 лет.


ЦУКЕР.jpg
Одним из самых активных приверженцев концепции метавселенной стал глава Facebook Марк Цукерберг. В июле этого года он впервые обнародовал свои идеи о метавселенной
secretmag.ru

«Все это звучит абсолютно нелепо. И ужасно»

Марк Цукерберг официально объявил, что компания разделится на две ветви: одна будет заниматься Facebook, Instagram, WhatsApp и другими «старыми» приложениями и программными продуктами, а другая — разработкой будущих платформ. При этом все объекты и продукты будут объединены новым брендом Meta. В частности, и сам Facebook фактически станет дочерней компанией под зонтиком Meta.

Генеральный директор Facebook-Meta также пояснил, что компания не будет в одиночку «конструировать метавселенную», то есть планирует активно сотрудничать с многочисленными разработчиками, чтобы воплотить в жизнь свое видение будущего «единого цифрового и физического мира». Он также предположил, что создание метавселенной, вероятно, займет много лет, и предусмотрительно уточнил, что компания «с радостью будет работать над ее созданием в сотрудничестве с регулирующими органами».

Текущая рыночная капитализация компании Facebook, уже официально переименованной в Meta Platforms, Inc. (но сохранившей пока биржевой тикер FB, который должен вскоре смениться на MVRS), несмотря на затянувшиеся курсовые пертурбации, пока вполне уверенно превышает 900 млрд долларов, хотя ее котировки на Nasdaq вернулись к уровню полугодичной давности (конца апреля) — в район 325 долларов за акцию, после того как в начале сентября достигли исторически максимальной отметки 382 доллара.

При этом, по оценкам аналитиков Bank of America, Facebook придется вложить до 50 млрд долларов в свой новый проект виртуальной реальности плюс дополненной реальности и прочих строительных блоков метавселенной, прежде чем он сможет хотя бы выйти на окупаемость. Предполагаемые масштабы будущей метавселенной Facebook создают «риск разрушения капитала», — пишут они, предупреждая также о «потенциальной потере фокуса на основном бизнесе», таком как Facebook и Instagram, и о росте конкуренции со стороны Apple или других компаний, производящих соответствующие аппаратные средства для метаэкономики.

magnifier.png По оценкам аналитиков Bank of America, Facebook придется вложить до 50 млрд долларов в свой новый проект виртуальной реальности плюс дополненной реальности и прочих строительных блоков метавселенной, прежде чем он сможет хотя бы выйти на окупаемость

Следует также упомянуть о том, что доходы от продажи рекламы Facebook, составляющие львиную долю их общих поступлений (согласно оценкам аналитиков, по итогам этого года рекламные поступления могут превысить 100 млрд долларов), во второй половине 2021 года несколько снизились из-за последних изменений в мобильной операционной системе Apple (iOS 14.5), заметно усложнивших сторонним разработчикам мобильных приложений (на базе Apple) «теневое отслеживание» своих пользователей. Это обновление, на которое большинство пользователей i-устройств (айфонов, айпадов и проч.) перешли уже в июне, добавило важную «функцию конфиденциальности» (App Tracking Transparency), которая требует от всех установленных ранее и новых приложений в обязательном порядке запрашивать у пользователей разрешение перед сбором данных о них самих или об их мобильных устройствах. Facebook, разумеется, бурно (и безуспешно) возражал против этих нововведений Apple, формально упирая на то, что они, мол, сильно навредят малому бизнесу, в то же время предоставляя дополнительные преимущества рекламным системам самой Apple.

Так и не добившись уступок, Цукерберг и Ко сделали в итоге соответствующие выводы, то есть решили-таки заняться выстраиванием своей собственной, максимально независимой от «чужаков» метавселенной.

Что же касается того, что предположительно будет представлять собой метавселенная, позволим себе процитировать один из полуиронических вариантов, который был предложен в начале этой недели колумнистом The New York Times Чарльзом Блоу: «Господин Цукерберг нарисовал картину метавселенной как чистого, ярко освещенного виртуального мира, в который входят сначала с помощью различных устройств виртуальной и дополненной реальности, а позднее и с помощью более продвинутых датчиков на теле… и в котором люди могут играть в виртуальные игры, посещать виртуальные концерты, покупать виртуальные товары, коллекционировать виртуальное искусство, общаться с виртуальными аватарами друг друга и посещать виртуальные рабочие встречи». Далее, впрочем, автор этой заметки тут же добавил: «Все это звучит абсолютно нелепо. И ужасно».

Впрочем, дабы наш краткий комментарий не выглядел излишне односторонним, приведем и более благожелательное мнение вице-президента немецкой IT-компании Zeotap Мэтт Барраш, которое приводит интернет-издания The Drum: «Объявление [о ребрендинге Facebook] — это реминисценция 2015 года, когда компания Google провела ребрендинг, сменив свое название на Alphabet, и создала ряд дочерних компаний под новым материнским брендом и биржевым тикером. Facebook тоже, очевидно, стремится… увеличить свою рыночную ценность в качестве технологического конгломерата, а не просто набора социальных сервисов и систем обмена сообщениями. И хотя в последние годы имидж бренда Facebook был серьезно подпорчен серией скандалов, многочисленные акционеры до сих пор продолжают в нее уверенно инвестировать и видят позитивные результаты ее развития. Поэтому Meta — это блестящее стратегическое решение».


МЕТАВСЕЛ.jpg
60% опрошенных не имеют представления о том, что такое метавселенная, либо, в лучшем случае, обладают лишь очень смутными знаниями об этом. В то же время, как ни странно, почти треть его участников (прежде всего, конечно, более молодые) заявили, что обладают либо «очень хорошим», либо «в какой-то степени хорошим» пониманием этой концепции
astralnetwork.medium.com

Вместо эпилога

В результате экспресс-опроса американских граждан различных возрастов, совместно проведенного в конце прошлой недели британской исследовательской компанией YouGov и международной медиаплатформой The Drum (в общей сложности в нем участвовало 876 взрослых респондентов), итоги которого были представлены 2 ноября, было установлено, что более 60% опрошенных либо вообще не имели представления о том, что такое метавселенная, либо, в лучшем случае, обладали лишь очень смутными знаниями об этом. В то же время, как ни странно, почти треть его участников (прежде всего, конечно, более молодые) заявили, что обладают либо «очень хорошим», либо «в какой-то степени хорошим» пониманием этой концепции.

magnifier.png Текущая рыночная капитализация Facebook, уже официально переименованной в Meta Platforms Inc., несмотря на затянувшиеся курсовые пертурбации, пока вполне уверенно превышает 900 млрд долларов, хотя ее котировки на Nasdaq и вернулись к уровню полугодичной давности

И, естественно, наибольший интерес к возможному «персональному участию» в метавселенной опять-таки высказали те самые зумеры (возрастная группа от 18 до 29 лет), на которых теперь делает главную ставку Цукерберг, — примерно половина опрошенных, тогда как, скажем в группе от 45 до 64 лет таковых чуть меньше трети, а в «пенсионном контингенте» (от 65 лет) — лишь 19% (что, впрочем, представляется вполне терпимым итогом). Усредненный же уровень по всем возрастным группам пока оказался все-таки не слишком высоким — 36%, а две трети респондентов также заявили, что никогда до этого не играли в игры в так называемой общей виртуальной среде (shared virtual environment), но то ли еще будет при должном пиаре и солидных инвестициях в дальнейшую раскрутку этого мета-проекта”.

Темы: Инновации

Еще по теме:
16.04.2024
В США готовятся к быстрому реагированию на безответственное поведение потенциального противника на орбите
11.04.2024
Российские специалисты создали систему беспроводного заряда роботов под водой. Разработка ученых Санкт-Петербургского фе...
02.04.2024
Компания OpenAI анонсировала предварительные результаты тестирования своей передовой модели речевого клонирования Voice ...
27.03.2024
Американский стартап Boom Supersonic провел первый успешный тестовый полет своего экспериментального демонстратора XB-1....
Наверх