В одной из пещер Иудейской пустыни найден очередной «свиток Мертвого моря». Таких находок не было 60 с лишним лет. Написанные в основном на греческом языке, недавно обнародованные фрагменты свитков содержат части одной из книг Ветхого Завета «Двенадцать малых пророков», в том числе Захарии и Наума, и датированы I–II веками н. э. Вероятно, что новое открытие — это недостающая часть Свитка малых пророков, обнаруженного еще в 1952 году.
Обнаруженный отрывок из книги пророка Захарии в современном переводе на русский язык звучит так: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь».
«Эти различия могут многое сказать нам о передаче библейского текста вплоть до дней восстания Бар-Кохбы, документируя изменения, которые произошли с течением времени, пока не дошли до нас в текущей версии»
А так звучат слова пророка Наума из обнаруженного отрывка: «Горы дрожат из-за Него, и холмы плавятся. Земля вздымается перед Ним, мир и все живущие в нем. Кто может устоять перед Его гневом? Кто может устоять перед Его яростью? Его гнев изливается, как огонь, и камни разбиваются из-за Него».
Одним из академических плодов этого нового открытия является признание исследователями того, что так называемый новый греческий перевод Ветхого Завета, выполненный еще в III–I веках до н. э., отличается от традиционного Масоретского текста. (Масоретский текст — средневековая редакция одной из групп древних текстов еврейской Библии, признанная в раввинской среде в качестве единственного священного текста.)
«Эти различия могут многое сказать нам о передаче библейского текста вплоть до дней восстания Бар-Кохбы, документируя изменения, которые произошли с течением времени, пока не дошли до нас в текущей версии», — заявили в Управлении древностей Израиля (IAA). (Восстание Бар-Кохбы — антиримское восстание в Иудее в 132–135 гг. н. э. Известно также под названием Второй Иудейской войны.)
Наряду с «новыми» фрагментами библейского свитка из Книг малых пророков команда исследователей раскопала огромную идеально сохранившуюся тканую корзину, возраст которой составляет 10 500 лет — это самая древняя полностью сохранившая корзина в мире, относящаяся к периоду докерамического неолита, и мумифицированный скелет возрастом 6000 лет — ребенка, укрытого одеялом для последнего сна.
Из-за засушливого климата региона корзина, сотканная в уникальном стиле из растительного материала, сохранилась целиком. Ее важность для понимания истории развития региона огромна, заявили в IAA.
В нескольких пещерах были обнаружены также разнообразные вещи, оставленные еврейскими повстанцами, бежавшими в пещеры в конце восстания Бар-Кохбы, включая тайник с монетами, который был переполнен символами еврейских повстанцев, такими как арфа и финиковая пальма, множество наконечников стрел и копий, куски ткани, сандалии и гребни от вшей.
Наряду с «новыми» фрагментами библейского свитка из Книг малых пророков команда исследователей раскопала огромную идеально сохранившуюся тканую корзину, возраст которой составляет 10 500 лет — самую древнюю полностью сохранившуюся корзину в мире, относящуюся к периоду докерамического неолита
Пещеру, в которой были найдены свитки, археологи уже давно назвали Меарат а-Эйма — «Пещера ужасов», поскольку еще во время самых первых раскопок, в 1950-е, здесь было найдено около 40 скелетов мужчин, женщин и детей, которые, вероятно, укрылись в пещере от римских солдат во время восстания Бар-Кохбы и погибли там. Отсутствие следов насилия на скелетах заставило археологов предположить, что римляне просто осаждали пещеру, пока мятежники не умерли от жажды или голода.
Все эти необычные открытия были сделаны в ходе масштабной миссии по поиску реликвий доисторических и библейских времен, которая предпринята, чтобы предохранить их от разграбления, объяснил генеральный директор IAA Исраэль Хассон. Разграбление древностей — огромная проблема во всем мире, но особенно в Израиле. Так, в январе власти захватили в Тель-Авиве рекордный тайник с тысячами ценных предметов, похищенных «черными» копателями.
Национальный проект по исследованию всех пещер и оврагов Иудейской пустыни начался в 2017 году как проект IAA в сотрудничестве с Департаментом археологии арабской администрации Западного берега и финансируется израильским Министерством по делам Иерусалима и наследия. «В течение многих лет мы гонялись за мародерами древностей. В конце концов мы решили упредить воров и попытаться добраться до артефактов до того, как они будут извлечены из земли и пещер», — сказал Амир Ганор, глава отдела предотвращения краж IAA.
На данный момент исследовано около 80 километров пустынных пещер, в том числе с использованием дронов для доступа к особо труднодоступным местам, сообщает IAA.
Впервые о Кумранских свитках стало известно в апреле 1948 года, когда СМИ оповестили мир о находке: еще весной 1947-го бедуины полукочевого племени таамире обнаружили в одной из пещер северо-западного побережья Мертвого моря клад рукописей. Последовавшие затем поиски и археологические раскопки привели к открытию в окрестностях Мертвого моря целой библиотеки древнееврейских и арамейских рукописей, принадлежавших, как потом было признано, одной из иудейских сект — ессеям, основавшим в этих местах общину, которая просуществовала со II века до н. э. до I века н. э.
Среди Кумранских свитков были рукописи библейских книг, уставы и другие документы общины, различные литературные и религиозные произведения ее членов. Свитки Мертвого моря считаются самыми ранними из известных копий библейских книг и охватывают период примерно с 400 г. до н. э. по 300 г. н. э.
«В течение многих лет мы гонялись за мародерами древностей. В конце концов мы решили упредить воров и попытаться добраться до артефактов до того, как они будут извлечены из земли и пещер»
Исследование этих документов показало, что между идеологией Кумранской общины и идеологией раннего христианства имеются безусловные параллели и даже совпадения.
Найденные тексты произвели революцию в исторических знаниях об иудаизме Второго Храма и о многих группах и сектах, из которых в итоге возникли как раввинский иудаизм, так и христианство. Изучение свитков показало, что, когда они были написаны, текст, который мы теперь считаем Ветхим Заветом, еще не был завершен, что противоречило ранее принятому датированию.
Как в свое время рассказал в интервью автору этих строк доктор философских наук, заведующий кафедрой еврейской культуры СПбГУ, директор Международного центра библеистики и гебраистики СПбГУ Игорь Тантлевский, «во-первых, Кумранские рукописи представили ряд недостающих звеньев в цепи, связывающей христианство и иудаизм. Оказалось, что на раннем этапе развития христианства они имели много больше общего, чем предполагалось. Во-вторых, эти рукописи дали возможность как бы воочию увидеть жизнь и деятельность иудейской общины, по многим элементам своей идеологии и религиозных взглядов близкой к раннехристианским общинам.
Кумранская община явила миру первый опыт актуального мессианизма, ее документы подтвердили прозорливое предположение ряда протестантских и католических теологов и писателей конца восемнадцатого и девятнадцатого века, таких как Михаэлис, фон Аммон, Бардт, Ренан, что одно из направлений иудаизма — ессейство — предвосхитило ряд основополагающих доктрин первоначального христианства, а также мнение известного французского социалиста девятнадцатого века Дезами, почитавшего ессеев как одних из первых в истории носителей радикальных уравнительных идей. Радикализм, если не сказать революционность идеологических воззрений и социально-политических позиций кумранитов, обусловил эзотерический характер их произведений, что существенно затрудняет их исследование и понимание. А возникшие в ходе исследований этих рукописей попытки отождествления главного положительного героя кумранских сочинений — Учителя праведности — с Иисусом (а также с Иоанном Крестителем или Иаковом Праведным) внесли в научную полемику, развернувшуюся вокруг проблем истолкования содержащихся в рукописях фактов, дополнительную остроту».
То, что центром кумрановедения стал именно Петербург, не случайный факт: в его библиотеках была сосредоточена самая большая в мире коллекция еврейских рукописей, здесь их более 20 тысяч, прежде всего в Российской национальной библиотеке
Открытие рукописей в пещерах Кумрана вызвало к жизни новую научную отрасль — кумрановедение. С июля 1958 года в Париже издается специальный журнал Revue de Qumran. Изучение этих рукописей в мире продолжается и сейчас.
Советская и российская историческая наука не осталась в стороне от этих исследований. В конце 1950-х в Ленинграде возникает одна из крупнейших в мире кумрановедческих школ, которую основали два выдающихся исследователя и переводчика Кумранских рукописей, чьи заслуги признаны во всем мире: Иосиф Давидович Амусин и Клавдия Борисовна Старкова, ныне, к сожалению, уже покойные. То, что центром кумрановедения стал именно Петербург, не случайный факт: в его библиотеках была сосредоточена самая большая в мире коллекция еврейских рукописей, здесь их более двадцати тысяч, прежде всего в Российской национальной библиотеке.
И хотя после открытия Кумранских рукописей прошло уже более пятидесяти лет, они все еще полны загадок, и каждое новое открытие их добавляет. Так что у исследователей впереди еще много работы.Темы: Наука и технологии