Петр Толочко родился в селе Пристромы Киевской области 21 февраля 1938 года. «Получилось так, что мой отец умер перед приходом в село немцев. Он был убежденным сторонником советской власти, в Гражданскую войну воевал в рядах Красной армии. В селе работал председателем сельсовета и колхоза». Петр и двое его братьев нашли свое призвание в сфере науки и образования. Петр окончил историко-философский факультет Киевского университета и, избрав делом своей жизни археологию, сделал блестящую научную карьеру, исследуя древний Киев, а два его брата, Михаил и Иван, стали директорами школ. «Петр Петрович быстро вошел в науку. Через год после окончания университета он уже работал в Институте археологии и прошел путь от младшего научного сотрудника до директора этого института. Это была блестящая научная карьера», — отметил в беседе со «Стимулом» Андрей Дворниченко, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России с древнейших времен до XX века Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.
Своим учителем Петр Толочко называл Василия Довженка, ученого-слависта, исследователя истории Древней Руси. «Довженок дал ему тему археологической топографии Киева — тогда это было достаточно смелое решение, потому что она была уже достаточно хорошо исследована. Ленинградский историк и археолог Михаил Каргер (лауреат Сталинской премии 1952 года за участие в двухтомном труде “История культуры Древней Руси”. — “Стимул”) над этим успешно работал в Ленинградском университете. Но Петр Петрович взялся за эту тему и успешно ее развивал: написал по ней кандидатскую и докторскую диссертации, книгу “Киев и киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII-XIII веков”», — рассказал Андрей Дворниченко. В этой монографии освещены вопросы экономического и политического развития Киева и других основных центров Киевской земли периода раздробленности Руси. Значительное внимание уделено проблемам политической истории и этническому развитию Древней Руси. Исследование исторического развития Киева и Киевской земли XI‒XIII вв., осуществленное на широком древнерусском фоне, позволило не только яснее представить характер процессов, обусловивших расчленение Руси на отдельные земли, но и обратить внимание на прогрессивные тенденции к восстановлению ее единства. Работал он очень много, продуктивно. Написал более 300 научных работ, стал автором около 100 популярных публикаций, 25 монографий, более 200 публицистических и беллетристических работ.
«Петр Петрович быстро вошел в науку. Через год после окончания университета он уже работал в Институте археологии, и прошел путь от младшего научного сотрудника до директора этого института. Это была блестящая научная карьера»
Петр Толочко стал основателем династии историков. По этой стезе пошел и его сын Алексей, ставший историком-медиевистом. И многие работы отец и сын писали в соавторстве, с ними, в частности, можно ознакомиться в четвертом и пятом томах сборника «Украина сквозь века», опубликованных в 1990-е годы.
В жизни Петра Толочко наступило время, когда он вынужден был публиковать свои книги в Петербурге. «Либо ему петербургские издательства нравились, либо на Украине уже у него не складывалось. В петербургских издательствах вышло несколько его книг, которые являются продолжением той же тематики, которую он разрабатывал всю жизнь», — говорит Андрей Дворниченко.
В 2019 году Петр Толочко был активным участником Первого петербургского исторического форума, объединившего более 500 историков из 30 стран мира. Форум проходил с 29 октября по 3 ноября на полутора десятках площадок по всему Петербургу и окрестностям. Толочко выступил на пленарном заседании форума с докладом «Этика историка и историческая память», в котором с трибуны форума прозвучал призыв ко всему историческому сообществу мира разработать кодекс чести историка по аналогии с клятвой Гиппократа, которую приносят медики.
В начале 2005 года Петр Толочко подписал коллективное письмо в защиту русского языка на Украине, в 2008-м написал письмо президенту Виктору Ющенко, в котором протестовал против государственной политики, направленной на искажение истории Украины. «Известен факт, научный и политический: Петр Петрович писал письмо президенту Украины Ющенко с посылом — мол, не надо так издеваться над историей», — вспоминает Андрей Дворниченко. Этот документ имел резонанс и за рубежом. Но тогдашний президент на него не ответил. При Викторе Януковиче Толочко вышел из созданного им Совета по гуманитарной политике.
Исследование исторического развития Киева и Киевской земли XII—XIII веков, осуществленное на широком древнерусском фоне, позволило не только яснее представить характер процессов, обусловивших расчленение Руси на отдельные земли, но и обратить внимание на прогрессивные тенденции к восстановлению ее единства
Академик продолжал отстаивать свою линию и дальше. На открытии ХХII Всемирного русского народного собора 1 ноября 2018 года в Кремлевском дворце Толочко в присутствии Владимира Путина и патриарха Кирилла назвал себя частицей русского мира. А еще в январе 2022 года он участвовал в круглом столе Российского исторического общества под председательством Сергея Нарышкина, приуроченном к 368-й годовщине Переяславской рады. По одним источникам, Петр Толочко сложил с себя членство в РАН в 2022 году, по другим — не делал этого. Презентация его последней книги на русском языке «Откуда пошла Русская земля» прошла в сентябре 2023 года, уже после начала специальной военной операции, в Доме русского зарубежья. Впервые в истории этого дома презентация книги прошла там без ее автора: Петр Петрович не мог пользоваться ни интернетом, ни телефоном, поскольку с апреля 2022-го находился под домашним арестом.
28 апреля 2024 года пришла новость о его кончине.
На Первом историческом форуме Петр Толочко стал генератором идей, объединяющих историческое сообщество не только отдельной страны, но всего мира. С трибуны и в кулуарах форума он с болью говорил о том, что историческая наука переживет «кризис этического отношения к прошлому»: «Я сторонник этического, совестливого отношения к прошлому. И я бы сравнил историческое сообщество с врачебным. Врачи, вступая в профессию, приносят клятву Гиппократа: Не навредить человеческому организму и по возможности сделать его более работоспособным. Мне кажется, что историческое сообщество должно было бы выработать что-нибудь подобное. Но у нас нет такой клятвы, нет кодекса чести историка, и поэтому не только сейчас, но в продолжение всей истории и историографии мы сталкиваемся с проблемой субъективного подхода — подхода, не основанного на нравственности и морали», — сказал он тогда в беседе с корреспондентом «Стимула».
По наблюдениям Толочко, проблема субъективного подхода к историческим событиям, не основанного на нравственности и морали, хорошо видна в историографии Второй мировой войны, Великой Отечественной войны. «Есть историки, потерявшие чувство стыда и совести, которые пишут всякие небылицы о том, что войну выиграли Соединенные Штаты Америки, не упоминая о Советском Союзе, пишут о том, что это была война Сталина и Гитлера, хотя в этой войне полегло шесть миллионов жителей Украины, — отмечал в том разговоре ученый, указывая на то, что с подобным подходом можно столкнуться и в более глубинных пластах истории, когда забывают, что ни Украины, ни России, ни Белоруссии в то время не было: была единая древнерусская народность и все было общее — общая история, общее политическое и культурное развитие. «Я как-то выступал на одном из мероприятий исторического сообщества, где все рассказывали о раскопках в Новгороде, в Рязани, во Владимире и других городах, и каждый рассказывал, у кого какой-то завиток совершенно не соответствует аналогичным элементам артефактов из другого города, и предложил: давайте рассыплем раскопки одного года из Киева, Новгорода, Владимира-на-Клязьме, из Рязани на большой стол и перемешаем, и если это не будут сами раскопщики, которые нашли эти вещи, а просто специалисты по древней истории, никто не рассортирует по городам, настолько единая, монолитная культура была. Страна возглавлялась единой правящей династией, они все были Рюриковичи, летописцы отмечали единство православной веры — митрополит Киевский и Вся Руси, а дальше — 16 епархий, которые находились в строгом подчинении Киевской митрополии, поэтому попытки приватизировать, расчленить единую древнерусскую историю и растянуть ее по современным национальным квартирам мне кажутся совершенно неприемлемыми. Я убежден, что это нечестно, не исторично.
«Давайте рассыплем раскопки одного года из Киева, Новгорода, Владимира-на-Клязьме, из Рязани на большой стол и перемешаем, и если это не будут сами раскопщики, которые нашли эти вещи, а просто специалисты по древней истории, никто не рассортирует по городам, настолько единая, монолитная культура была»
Я и выступил сегодня с докладом об исторической этике и исторической памяти, потому что думаю, что тема эта назрела, мы должны поднимать эту тему, чтобы уйти от субъективности, от перелицовки истории, от эпатажа и лжи, которая заполонила наши книжные прилавки. Книги сейчас часто пишут различные люди, которые с историей и историческим образованием имеют очень относительную связь. Они пытаются нам создать альтернативную историю, в то время когда история России — фундаментальная наука, которая по зернышку, по частям собирает правду о прошлом на основании летописей, на основании археологических артефактов, и исследователь должен быть честен перед прошлым, да и перед современностью тоже. Это проблема совести ученого. Совесть должна быть, ученый не имеет права говорить того, чего нет в источниках, чего нет в артефактах — сочинять отсебятину. Только на основании прочного исторического фундамента он вправе воссоздавать историческое прошлое».
Проблема, поднятая тогда Толочко, имела резонанс. В ходе проведенного Студенческим пресс-центром Первого международного Петербургского исторического форума экспресс-опроса, идею Петра Петровича Толочко о кодексе чести для историков поддержали 24,32% опрошенных, 58,56% высказались за то, чтобы «у историка был самоконтроль, кодекс чести — лишнее» и 12,61% высказались против, полагая, что «каждый сам решает, что ему писать», 4,5% признались, что не задумывались над этим вопросом. В опросе участвовали представители профессионального сообщества, всего проголосовало 111 человек.
Петр Толочко говорил, что надо обсуждать эту тему на последующих форумах, в которых он собирался участвовать, но больше приехать в Петербург ему не довелось. Разработка самого кодекса чести историков, начавшаяся было в кулуарах форума, пока не оформлена в виде конкретного документа и даже его черновика.
Директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов, инициатор проведения Первого исторического форума, вспоминает о Петре Толочко как об объективном историке, стремившемся четко разделять науку и политику. «Он был объективный историк, его работы были направлены на то, чтобы искать единые корни украинского, русского, белорусского народов. После 2014 года, после переориентации Киева, он все равно оставался на своих позициях», — сказал Абдулла Даудов «Стимулу».
Андрей Дворниченко обратил внимание на ситуацию, сложившуюся в 1982 году, в доперестроечное время. Праздновалось 1500-летие Киева с подачи академика Бориса Рыбакова, руководителя первой археологической экспедиции, в которой работал Петр Толочко, считавшего Рыбакова одним из своих учителей. «Петр Петрович говорил тогда, что надо перенести это празднование лет на двадцать пять вперед, а через какое-то время, сравнительно недавно, в его работах фигурировали даже сто лет, так как Киев несколько моложе», — отметил Андрей Дворниченко. Саму историю с 1500-летием наш собеседник, специалист по истории Украины, воспринимает как курьез. «В одной армянской легенде есть упоминание о некой Куявии, и вот это раскрутили тогда, сделали миф. Всегда такие даты вызывают сомнение, и Петр Петрович сомневался», — говорит он. По его мнению, активно бороться тогда с этим не имело смысла, так как юбилейная дата несла в себе и пользу: активизировалась публикационная работа, было привлечено внимание ко многим проблемам исторической науки. Но с позиций сегодняшнего дня понятно, что этот безобидный, как тогда казалось, эпизод мог вселить в кого-то уверенность, что на ниве удревнения истории можно хорошо порезвиться.
Темы: Наука и технологии