В декабре минувшего года ведущая исследовательская компания Gartner впервые включила «метаверс» (metaverse, самый простой вариант перевода этого специфического термина — «метавселенная») в список пяти новых влиятельных технологий в своем регулярно обновляющемся популярном рейтинге Emerging Technologies and Trends Impact Radar на 2022 год.
Составители этого рейтинга отметили, что «метавселенная — это следующий этап эволюции интернета, который все еще находится на самой ранней стадии своего развития… однако, хотя эта тенденция пока выходит за рамки восьмилетнего горизонта, который обычно используется нами для прогноза, она расширяет вычислительные возможности как минимум на порядок по сравнению с тем, что доступно сегодня, и фундаментально меняет то, как люди и организации взаимодействуют друг с другом и с миром».
Согласно весьма мудреному определению, предложенному в публикации Gartner, «метавселенная — это устойчивая и иммерсивная (всепроникающая) цифровая среда независимых, но взаимосвязанных сетей, которые будут использовать пока еще не определенные протоколы для осуществления коммуникаций. Она обеспечивает постоянный, децентрализованный, коллективный, взаимодействующий цифровой контент, который пересекается с физическим миром в реальном времени…»
Впрочем, помимо этого наукообразия, разумеется, есть и более простые описания пресловутой концепции метавселенной (или множественных метавселенных — кому как нравится). Так, в самом лаконичном варианте это всего-навсего «интернет нового поколения» (он же Web 3.0), а в чуть более расширенном — горячий бульон из AI (искусственного интеллекта), VR (виртуальной реальности), AR (дополненной реальности), 5G (или даже 6G) и технологий блокчейна.
По оценкам аналитиков Morgan Stanley, сделанным в декабре 2021 года, глобальные расходы на VR/AR — две якорные технологии, на которые прежде всего опирается «метаверс», — в 2024 году достигнут 72,8 млрд долларов по сравнению с 12 млрд, потраченными совместными усилиями энтузиастов этих «реальностей» в 2020 году
По оценкам аналитиков Morgan Stanley, сделанным тогда же, в декабре 2021-го, глобальные расходы на VR/AR — две якорные технологии, на которые прежде всего опирается «метаверс», — в 2024 году достигнут 72,8 млрд долларов по сравнению с 12 млрд, потраченными совместными усилиями энтузиастов этих «реальностей» в 2020 году.
Morgan Stanley полагает, что в некоем отдаленном будущем потенциальный объем «рынка метавселенной» может составить уже порядка восьми триллионов долларов (почему именно столько, мы гадать не станем; записным футурологам постоянно приходится оперировать условными числами для придания большей солидности своим долгосрочным прогнозам), но при этом эксперты этой компании уточнили, что главная проблема будет заключаться в том, чтобы… заставить потребителей в массовом порядке «купиться на нее». По их мнению (его разделяют и многие другие аналитики), именно «готовность потребителей вступить в этот смелый новый виртуальный мир будет определять, насколько быстро и широко он будет принят». И ключевой вопрос, очевидно, заключается в том, будут ли пресловутые VR/AR и т. п. приложения и гаджеты для различных метавселенных по-настоящему полезными и доступными для рядовых юзеров. Ну а пока всепроникающий виртуальный опыт при помощи VR/AR требует весьма дорогостоящего оборудования (hardware-составляющей), такого как специальные головные гарнитуры, камеры, отслеживающие все движения пользователей, или футуристические «предметы одежды» для погружения в виртуальную/дополненную реальность.
Наконец, стоит также обратить внимание на публикацию на корпоративном интернет-сайте компании Intel (от 14 декабря 2021 года), автор которой — старший вице-президент и генеральный менеджер подразделения Accelerated Computing Systems and Graphics Group Раджа Кодури.
Господин Кодури, комментируя возможное светлое будущее метавселенных, в частности, пишет: «Есть основания полагать, что мы находимся на пороге следующего крупного переходного этапа в вычислительной технике, который обеспечит постоянные и масштабные комплексные вычисления… Однако для обеспечения этого перехода в сети интернет необходимо осуществить серьезную модернизацию. И по-настоящему непрерывные и иммерсивные вычисления, доступные миллиардам людей в реальном времени, потребуют…1000-кратного увеличения вычислительной эффективности по сравнению с сегодняшним уровнем».
Главным катализатором массового хайпа вокруг концепции «метаверс» безусловно следует признать Марка Цукерберга, который в конце октября прошлого года неожиданно для многих объявил о «революционном» ребрендинге Facebook под новой завлекательной вывеской Meta Platforms Inc.
Подробнее об этом распиаренном проекте, а также об исторических киберпанковских истоках самой концепции «метаверс» см. нашу недавнюю публикацию.
И, дабы не повторяться по части возможных рыночных перспектив Facebook — Meta Platforms, ограничимся общей констатацией того, что детище Цукерберга сегодня обладает определенными преимуществами перед многими своими конкурентами на метаверс-пространстве, прежде всего благодаря тому, что компания уже инвестировала значительные средства в ряд «переходных технологий», призванных массово завлечь пользователей в лабиринты метавселенных.
Помимо тренд-сеттеров Facebook — Meta Platforms в грядущем большом распиле метапирога не прочь поучаствовать и другие рыночные тяжеловесы
Так, фирменная гарнитура виртуальной реальности Oculus от Facebook-Meta к концу 2021 года явно доминировала в этом специфическом рыночном сегменте: ее доля в глобальных продажах headsets составляла более 50% рынка. Кроме того, Facebook-Meta активно сотрудничает с легендарным Ray-Ban в создании «умных» солнцезащитных очков, в которые встроены наушники и видеокамеры, позволяющие их носителям слушать музыку, совершать звонки, делать фото и видео. Наконец, Facebook Reality Labs — ведущее R&D-подразделение Meta на этом новом технологическом направлении — разработало завлекательные «тактильные перчатки» (haptic gloves), для того чтобы помочь пользователям «осязать» различные виртуальные объекты.
Но, понятное дело, помимо тренд-сеттеров Facebook — Meta Platforms (которых, впрочем, справедливости ради, «киберстарожилы» метаверса — о них см. ниже — пренебрежительно называют «чужаками») в грядущем большом распиле метапирога не прочь поучаствовать и другие тяжеловесы.
Так, в начале этой недели многие ведущие деловые СМИ порядочно всполошились из-за информвброса от канала CNBC, которому раньше других удалось раскопать, что ведущий глобальный ритейлер Walmart (сегодня это крупнейшая в мире компания по объему выручки: ее совокупные продажи в прошлом году составили 560 млрд долларов) 30 декабря подал в Бюро по патентам и товарным знакам США (US Patent and Trademark Office) заявку на регистрацию сразу семи товарных знаков, привязанных к криптовалютам, виртуальным товарам, цифровым кошелькам и NFT (non fungible token, так называемым невзаимозаменяемым токенам — цифровым криптографическим сертификатам, подтверждающим право на владение тем или иным цифровым активом).
В представленной компанией документации среди прочего говорится, что Walmart «может запустить финансовые услуги, а именно предоставление цифровой валюты и цифрового токена для использования членами онлайн-сообщества через глобальную компьютерную сеть».
Представители самой Walmart пока воздерживаются от комментариев на сей счет, ограничиваясь рассылкой всем заинтересовавшимся данной темой изданиям дежурной отписки, в которой констатируется, что «Walmart постоянно изучает, как новые технологии могут сформировать будущий покупательский опыт» и деликатно уточняется, что «в настоящее время нам больше нечем поделиться, но стоит отметить, что мы регулярно подаем заявки на патенты и товарные знаки и это является нормальной составляющей нашего инновационного процесса».
Adidas осуществляет инвестиции в сферу NFT и довольно тесно плотно сотрудничает с криптовалютной биржей Coinbase, а Nike создала свою студию Metaverse и в декабре 2021-го даже приобрела компанию по производству цифровых кроссовок RTFKT
При этом стоит уточнить, что еще в августе 2021 года Walmart опубликовала в интернете объявление о поиске ведущего специалиста по цифровым валютам и криптовалютным продуктам, а в октябре запустила пилотный проект в партнерстве с Coinstar и CoinMe, в рамках которого клиентам этой торговой сети предоставляется возможность свободной покупки биткойнов в 200 банкоматах, установленных в ее магазинах в различных городах США.
И стремление заблаговременно застолбить себе место в будущем метапространстве в последнее время наблюдается и у целого ряда других крупных игроков ритейла (особенно в сегменте модной одежды и обуви). Например, в прошлом году тестовые вылазки в новый цифровой мир осуществил целый ряд ведущих брендов, таких как Burberry, Louis Vuitton, Gucci, Ralph Lauren, Abercrombie & Fitch, которые также подали заявки на товарные знаки с намерением в скором времени открыть свои виртуальные магазины.
Пробные шаги на метанаправлении уже давно предпринимают и два крупнейших игрока на рынке спортивной обуви (и не только) — Adidas и Nike. В частности, Adidas инвестирует в сферу NFT и довольно тесно плотно сотрудничает с криптовалютной биржей Coinbase, а Nike создала свою студию Metaverse и в декабре 2021 года даже приобрела компанию по производству… цифровых кроссовок RTFKT.
По мнению многих аналитиков, крупные технологические (и в меньшей степени ритейлинговые) гиганты, такие как Meta, Microsoft и Nvidia, будут представлять очевидную угрозу для так называемых открытых (децентрализованных) метавселенных, по большей части базирующихся на различных игровых онлайн-платформах (и использующих блокчейн-технологии), в управлении которыми имеют право участвовать рядовые пользователи.
Однако, хотя активное подключение к теме «метаверс» хайтековского крупняка, по большому счету, и стало главной причиной наблюдаемого в последнее время глобального хайпа вокруг нее, до сих пор наиболее заметными участниками остаются именно многочисленные «децентрализованные» игровые метапроекты, запущенные в интернете задолго до чудесного преображения Facebook и иже с ней.
В качестве же показательного примера того, насколько масштабной уже стала метаверс-составляющая в различных онлайн-играх (и какой она может стать в ближайшем будущем), можно сослаться на свежие данные, представленные в ежегодном отчете Blockchain Game Alliance, согласно которым совокупный доход операторов игровых платформ, использующих NFT-приманки (продажу тех или иных цифровых активов, привязанных к различным криптотокенам, прежде всего к сети Ethereum), которые в большинстве своем в той или иной форме обыгрывают метаверс-тему, в 2021 году составил 2,32 млрд долларов.
Большинство экспертов, опрошенных специализированным ресурсом Cryptonews, полагают, что игровой онлайн-сегмент в обозримом будущем останется самой большой частью растущего метаверс-рынка, а тремя его текущими лидерами по части «цифровой капитализации» являются Axie Infinity, Sandbox и Decentraland.
Decentraland, самый преуспевающий на сегодня метапроект с NFT-наполнением, использующий токены MANA, оценивается примерно в 5,6 млрд долларов. Согласно завлекательному описанию разработчиков этой платформы, «пользователи могут приобрести участки NFT под названием LAND размером 33 × 33 виртуальных фута
Axie Infinity — это онлайн-видеоигра на NFT-основе, разработанная преуспевающей вьетнамской студией Sky Mavis, в которой используются криптовалюты на базе Ethereum (AXS-койны). Интернет-ресурс coinmarketcap сегодня оценивает Axie Infinity (точнее, его токен AXS) чуть менее чем в 4,5 млрд долларов.
Sandbox («Песочница») — еще одна популярная децентрализованная метаплатформа, запущенная мобильной студией Pixowl и также построенная на Ethereum (с использованием токенов SAND), где пользователи могут покупать «виртуальные земли» (Lands) с целью их последующей «прибыльной монетизации». Текущая «рыночная капитализация» токена SAND, как и у Axie Infinity, составляет порядка 4,5 млрд долларов. А один из недавних покупателей, компания Republic Realm, специализирующаяся на рынке виртуальной недвижимости, выложила 4,3 млн долларов за «земельный участок» в этой «цифровой песочнице».
Наконец, Decentraland, самый преуспевающий на сегодня метапроект с NFT-наполнением, использующий токены MANA, оценивается примерно в 5,6 млрд долларов. Согласно завлекательному описанию разработчиков этой платформы, «пользователи могут приобрести участки (plots) NFT под названием LAND размером 33 × 33 виртуальных фута. Объединенные участки земли образуют поместье (estate), а несколько объединившихся LAND-владельцев со схожими интересами могут образовать район (district). Владельцы LAND также могут сдавать свое пространство в аренду для проведения специальных мероприятий и концертов».
Крупнейший инвестор в метавселенной Decentraland, интернет-проект Tokens.com, в конце прошлого года потратил на покупку виртуального земельного участка 2,3 млн долларов.
Аналитики издания Venture Beat также обращают внимание на большие перспективы нового метапроекта Wilder World, авторы которого планируют создавать в виртуальном мире точные 5D-копии различных мегаполисов. Первым городом, построенным в метавселенной Wilder World, стал #Wiami — точная копия Майами. По словам его «строителей», «как и Майами в реальной жизни, #Wiami готов стать криптоцентром метавселенной». Wilder World работает на токене $WILD.
Темы: Инновации