В новой экспозиции сохранены все подлинные вещи великого русского ученого. Это письменные принадлежности, которыми Михаил Васильевич Ломоносов пользовался при жизни, его научные приборы и измерительные инструменты, смальта и оборудование для ее создания, а также портреты Петра I, Анны Петровны и Григория Орлова, выполненные в технике «вечной живописи», как называл Ломоносов мозаичные работы.
Большинство подлинников было добыто археологами в 1949 году на развалинах усадьбы Ломоносова в Усть-Рудице, где работала его мастерская по производству смальты и созданию художественных композиций из нее и веками жили потомки ученого. Во время проведения археологических работ по инициативе президента Академии наук Сергея Ивановича Вавилова и был создан Музей Ломоносова в Кунсткамере.
Открытие обновленной экспозиции приурочили сразу к нескольким значительным датам — 300-летию Российской академии наук, 310-летию первого российского музея — Кунсткамеры, 75-летию Музея Ломоносова и 313-й годовщине со дня рождения ученого
Впервые в обновленную музейную экспозицию включены голографическое изображение бюста ученого, а также выполненная в стекле методом лазерной пробивки копия памятника Ломоносову, недавно установленного у входа в НИИ оптико-электронного приборостроения. Практически каждый раздел экспозиции дополнен мультимедийными элементами — тачскринами, информационными киосками и роликами, рассказывающими о самых значимых открытиях Ломоносова.
Экспозиция, размещенная в круглом зале, выстроена в хронологической последовательности, начиная с изображения северного сияния, с которым с легкой руки литературного критика Виссариона Белинского нередко метафорически сравнивают Михаила Васильевича Ломоносова. Каждый сектор посвящен определенному этапу его жизни.
Открытие обновленной экспозиции приурочили сразу к нескольким значительным датам — 300-летию Российской академии наук, 310-летию первого российского музея — Кунсткамеры, 75-летию Музея Ломоносова и 313-й годовщине со дня рождения ученого.
Мысленно перенестись в эпоху Ломоносова участникам торжественного открытия новой экспозиции музея помогли скрипачи Санкт-Петербургского барочного ансамбля под руководством Андрея Пенюгина. Они исполнили музыку Ивана Хандошкина — русского композитора XVIII века, который, как и Ломоносов, поднялся с самых низов, и русского немца Антона Тица — одного из многих, кто служил России в XVIII веке. Музыка не проста для восприятия, мелодические ходы неожиданны для современного уха. Андрей Пенюгин поделился со «Стимулом» своим наблюдением: «Барочную музыку очень мало кто сегодня исполняет. Для нас же самое сложное — найти тот язык, которым мыслили те, кто это написал», — однако высказал уверенность в том, что ансамблю это удается.
Директор Музея антропологии и этнографии Андрей Головнев в своем приветственном слове по случаю открытия экспозиции рассказал, что круглый зал третьего этажа Кунсткамерной башни с 19 ноября 2024 года будет носить название Академического, так как именно здесь «стараниями Сергея Ивановича Вавилова собрано все то, что демонстрирует начало академической истории России». В центре зала стоит огромный стол, покрытый бордовой скатертью. Этот стол, по словам Головнева, «слышал, помнит и знает» все, что творилось вокруг: как спорили академики, и в этих спорах рождалось знание о мире и о России, о происхождении народа российского. «Помнит не только длинные речи, но и грубости и даже удары палкой». «За этим самым столом академики Миллер и Ломоносов в 1750-х годах в течение года раскручивали дискуссию о норманнской теории. Два гиганта-дуэлянта в результате создали научную традицию. С тех пор варяжский вопрос стал научным, и этот спор невозможно закончить», — отметил Андрей Головнев.
Андрей Головнев подчеркнул, что известность стала приходить к Ломоносову благодаря его стихам, которые он сочинял на немецкий лад по-русски. «Перевод наук на русский язык — заслуга нашего просветителя, — считает ученый. — В первую очередь он человек искусства, а не логики, человек двух полушарий: проводя эксперименты со стеклом, он одновременно писал стихи на эту тему. Это была наука в рифму, одухотворенная наука».
Говоря о реэкспозиции, Андрей Головнев высказал признательность сотрудникам музея и другим участникам проекта, которые смогли выполнить работу за полгода. «Представляя наш проект, я соревновался с молодежью, почти танцевал. В общем, грант мы выиграли. И уже написали по нему примерно 25 или даже 35 отчетов и еще напишем столько, сколько надо», — сказал директор Кунсткамеры.
Член Попечительского совета Кунсткамеры, директор Государственного Эрмитажа академик Михаил Пиотровский высказал мнение, что, если бы Михаил Ломоносов входил в нынешний состав Российской академии наук, он работал бы в Совете по гуманитарным наукам. «Стихи читают, остальное остается только в музее», — полагает Пиотровский. Первый российский музей — Кунсткамеру — он сравнил с «летописью самопознания России».
Новая, шестая по счету экспозиция Музея Ломоносова пришла на смену предыдущей спустя двадцать лет. И помимо нового структурирования сюжетов и пространства она будет впервые играть общественную роль — здесь решено проводить встречи и заседания. Прямо за круглым столом академиков.
Во время церемонии ограждение вокруг стола было снято, и соблазну присесть за старинный стол поддались директор музея Андрей Головнев, директора Эрмитажа Михаил Пиотровский и ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук Виталий Сергеев. Судя по тому, что ученые повели за столом неспешную беседу, переходя от темы к теме, они чувствовали себя здесь очень комфортно. Главный хранитель фондов Кунсткамеры и руководитель группы по созданию обновленной экспозиции Наталья Копанева заметила в беседу со «Стимулом», что никакого нарушения в том, что современные ученые засиделись за академическим столом нет. Тем более что эту практику решено понемногу развивать.
Наталья Копанева рассказала, что новые экспонаты содержатся в разделе «Память о Ломоносове». Здесь среди гипсовых и фарфоровых бюстов ученого 1920‒1930-х годов расположили эксклюзивный сувенир — стекло с лазерной пробивкой 3D-модели памятника Ломоносову. «Сам памятник установлен у входа в НИИ оптико-электронного приборостроения и указывает рукой на Венеру, так как Ломоносов открыл атмосферу этой планеты», — пояснила главный хранитель фондов Кунсткамеры.
Усадьба пришла в упадок после революции и была разрушена полностью во время Великой Отечественной войны. Оставались только фундаменты и два вековых дуба. Вот эти фундаменты археологическая экспедиция и раскопала в1949 году, удалось достать очень много мозаики из подвалов
Автор работы — ученый секретарь НИИ оптико-электронного приборостроения Александр Гурьев. Он также присутствовал на торжественном открытии реэкспозиции, отметив, что работа выполнена в единственном экземпляре специально для Музея Ломоносова. Гурьев также является автором проекта памятника, который воспроизведен в этой работе. «Ломоносов любил новые технологии, поэтому мы не боимся добавлять сделанные с их помощью работы в нашу экспозицию», — отметила Наталья Копанева.
Александр Гурьев рассказал «Стимулу», что в этом году совместно с академиком Дмитрием Осиповым (автором книги "Усть-Рудица. Фабрика цветного стекла" - "Стимул") он предпринял поездку в усадьбу Ломоносова Усть-Рудицу. «По прямой от нашего института это двадцать километров. Сначала мы ехали на машинах по шоссе, потом по бетонке, потом по лесной дороге. Пошли пешком, перешли через болото, потом вброд через речку и только тогда попали на это место. Там стоит серенький гранитный обелиск. Его установили после археологических раскопок 1949 года. Усадьба пришла в упадок после революции и была разрушена полностью во время Великой Отечественной войны. Оставались только фундаменты и два вековых дуба. Вот эти фундаменты археологическая экспедиция и раскопала в1949 году, удалось достать очень много мозаики из подвалов», — рассказал Александр Гурьев.
Бытует легенда, что часть найденных тогда мозаичных осколков пошла на облицовку сводов станции метро «Комсомольская» в Москве. «Однако подтверждения этой легенде я пока найти не смог. Продолжаю исследования», — сказал Гурьев. По его мнению, то, что усадьба не восстановлена, — большая несправедливость.
В беседе с корреспондентом «Стимула» директор Кунсткамеры Андрей Головнев, сказал, что с удовольствием поддержал бы инициативу восстановления Усть-Рудицы. «Конечно, в этом есть смысл, — сказал он. — Если бы нашелся смелый предприниматель, который сам мог бы реконструировать усадьбу, а еще и воссоздать процесс изготовления смальты, организовать в усадьбе Ломоносова интерактивный музей — живой, наглядный, с сувенирами, с цитатами, воспоминаниями, — это бы имело смысл, безусловно». Кунсткамера инициировать этот процесс не может. По кадастру сейчас это земли лесничества. «Мы учреждение федерального списка, и всякие претензии на дополнительные здания или территории немедленно пресекаются, потому что они идут в нарушение принятых отношений. Научное кураторство — другое дело. Если кто-то возьмется за реконструкцию объектов, связанных с жизнью и памятью Михаила Васильевича Ломоносова, мы с удовольствием примем в этом участие».
Сама Кунсткамера тоже стоит на пороге важных новаций. В этом году должно быть завершено строительство нового комплекса ее зданий в Шувалово, на следующий год запланировано обновление обсерватории и Большого Готторпского глобуса.
Темы: Наука и технологии