Техносфера 29 февраля 2024

Зачем проектанту нравственность

Об этике проектирования производственных систем
Зачем проектанту нравственность

Материалы рубрики читайте также в телеграм-канале «Техносфера, подъем!»

Внимательно наблюдая факты технического и хозяйственного развития окружающего нас пространства, все больше убеждаешься в том, что ресурсной основой этого процесса является этика поведения человека, созидающего новые ценности. Это пока мало исследованный вопрос об истоках творческой деятельности инженера, технолога, ученого и проектанта. Но практика проектирования промышленных технологий и технических устройств свидетельствует, что не «золотые правила» этикета, а этические морально-нравственные координаты формируют у человека желание не копировать прошлые, а создавать совершенно новые, рациональные и полезные технические решения.

Надо полагать, что вопросы этики проектирования производственных систем XXI века сегодня особенно важны в силу отсутствия как отечественной методологии проектирования, так и этического кодекса профессионального поведения, основанного на здравом смысле проектанта.

Научной теории этики проектирования хозяйственных систем нет до сих пор, поэтому монополия на формирование нравственных ценностей производственной деятельности сохраняется за религией. И это во всех смыслах правильно. Никто не будет спорить с привычной для всех практикой церковного освящения объектов проектирования и благословения на добрые дела заказчика или инвестора.

Мы же видим, как освящаются промышленные объекты, транспортные системы и даже аварийно опасные участки дорог. Получается, что проектировщик вместе с заказчиком призывают церковь освятить результат их работы. Но почему они это делают?

Возможно, упование на высшие силы является прикрытием безответственности проектанта, оправдывающего свое нетворческое отношение к проекту сложностью, неопределенностью, малым объемом финансирования или жесткими сроками. Следование очередным «модным» правилам поведения в обществе здесь тоже не исключается.

Но все-таки хочется надеяться, что подобные действия проектанта диктуются его мировоззрением, его внутренним духовным миром, его культурой и нравственными ценностями. Все это вместе формирует модель нравственного мышления и этического поведения ученого, инженера, технолога и конструктора.

Необходимость определения источников «нравственности» сегодня очевидна и актуальна хотя бы для того, чтобы сформировать принципы, критерии и ограничения, которых современное поколение проектантов должны придерживаться при разработке промышленных технологий и производственных систем XXI века.

О трех источниках проектной этики

Трудности анализа современных научных взглядов на проектную этику связаны с тем, что сведения о промышленных объектах представляются в виде «черного ящика», что удобно лишь для их экономической оценки и ранжирования объектов по параметрам их прибыльности.

В современных философских статьях и диссертациях об этике проектирования как творческой деятельности вообще мало нового. В основном анализируется то, что было сказано Сократом, Аристотелем, И. Кантом, М. Вебером, И. А. Ильиным и С. Н. Булгаковым относительно особенностей ведения хозяйственной деятельности в условиях различных природно-климатических ландшафтов.

Вместе с тем, несмотря на скудность аналитической и научной базы в области хозяйственной этики, все же ее достаточно для понимания того, что на любой территории (европейской, азиатской или русской) для организации хозяйственного процесса недостаточно только финансовых, технических или инфраструктурных мероприятий. Оказывается, что для обеспечения функциональной устойчивости производственной системы необходимо на каждом звене всей цепочки проектирования оценивать свои проектные решения на соответствие их этическим источникам, которые присутствуют в каждой религии.

magnifier.png Прививаемые ценности любви к труду, усердию и бережливости выросли в правила ведения «частного хозяйства», которые превратились в утилитарный этикет современного предпринимателя: чем больше твоя хозяйственная система дает тебе прибыли, тем ты более других «богоугоден». Это этика поведения современного инвестора

Пока для обсуждения можно выделить три таких источника: протестантская этика, этика ислама и православная этика. Все они к тому же важны и для понимания влияния религиозных устоев на мировоззрение и формирование нравственных ценностей каждого из трех участников проектной деятельности: проектанта, заказчика и потребителя.

Первым источником проектной этики можно назвать католические религиозные взгляды и протестантскую этику христианина. Прививаемые ценности любви к труду, усердию и бережливости выросли в правила ведения «частного хозяйства», которые превратились в утилитарный этикет современного предпринимателя: чем больше твоя хозяйственная система дает тебе прибыли, тем ты более других «богоугоден» и ближе к Богу. Это этика поведения современного инвестора, в менталитете которого присутствует «культ богатства», а принцип «греховности» капитала для него не работает. В XX веке такие производственные системы с линейной (конвейерной) структурой были востребованы и функционируют до сих пор.

Очевидно, что проектант с таким мировоззрением «бизнесмена» никогда не будет создавать «новое» с нуля. Требуется купить уже готовый носитель научной идеи, чтобы оформить патент на прототип, а затем копировать и тиражировать объект. Так менее затратно и наиболее выгодно. Чтобы понять логику проектанта с подобной этикой поведения, достаточно вспомнить, как были реализованы научные идеи В. Зворыкина, И. Сикорского, А. Горохова и других русских исследователей. Это было бы невозможно сделать, если бы не врожденная доброта православного человека. Говоря чеховскими словами, все русские считают, что «национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения». Вот и пользуются все этой добротой.

Для заказчика важным в таких проектах будет скорость окупаемости вложенных средств, что означает необходимость организации рекламных акций, процесса «утечки мозгов», поиск дешевых трудовых ресурсов и доступных «источников сырья». При этом ради быстрой прибыли допускается нерациональность технологий, то есть наличие негативных последствий при их эксплуатации (отходы, аварии, сырьевая зависимость и т. п.).

Второй источник этики проектирования производственных систем вытекает из требований ислама. В основе «исламской» школы хозяйствования лежат идеи с тысячелетней историей, потенциал которых вообще еще не раскрыт. Поэтому без соответствующих комментариев специалистов в этой области знаний есть угроза получения очень частных и ненадежных выводов. Пока понятно, что основой этики ислама в хозяйственной деятельности является осуждение риска и непозволительность получения дохода без приложения усилий.

magnifier.png Исламская этика изначально вводит при проектировании производственной системе в качестве базового требования не пресловутую «прибыль», а функциональную устойчивость промышленного объекта

Считается, что инвестор и заказчик в азиатских и восточных проектах являются пассивными участниками, но на самом деле они рискуют собственной репутацией, и этому придается большее значение, чем финансовой выгоде проекта. Прибыль нужна, конечно, но ее уровень может находиться на нижнем пороге требований инвестора.

Основной составляющей мусульманской этики проектирования производственных систем является установка на необходимость «делать добро» окружающим. Ислам рассматривает такую функцию «полезности» как богоугодное дело. Чем больше ты сделал добра окружающим, тем ты ближе душой к Всевышнему. Значит, ты Проектант с большой буквы.

Важность выполнения этой этической нормы несомненна, так как ее соблюдение позволяет исключить из технологических схем скрытые производственные издержки, источники затрат и опасностей. А это означает, что исламская этика изначально вводит при проектировании производственной системе в качестве базового требования не пресловутую «прибыль», а функциональную устойчивость промышленного объекта. Доверять проектанту с такой этикой поведения можно и даже нужно.

Третий источник проектной этики — православная религия. Возможно, единственными и достойными уважения источниками информации о православной этике ведения хозяйства являются труды Н. Бердяева и Н. Лосского. Русские мыслители достаточно подробно и обоснованно сказали о русском народе, его исключительности, лености, необязательности, свободе духа и доброте. Но для нас важной характеристикой отношения русского народа к хозяйственной системе является «утонченное восприятие красоты Природы» и «любовь к красоте».

Можно интерпретировать эти две категории как обязательные требования в техническом задании на проектирование промышленных технологий и производственных систем. Было бы интересно, чтобы не только технические характеристики, но и эстетические параметры красоты промышленного объекта, его технологической чистоты и безопасности стали бы обязательными контрактными требованиями для выполнения любого проекта. Во-первых, это ограничивает тупое копирование чьих-то технических решений и стимулирует разработку безопасных, безотходных и одностадийных технологий, схожих с природными механизмами синтеза и переработки. А во-вторых, мы уже говорили, что любой некрасивый хозяйственный объект должен вызывать у проектанта чувство отвращения или стыда. Православная этика воспитывает в человеке именно такую базовую эмоцию — неприязнь ко всяким пакостям со стороны других.

Еще одним важным аспектом этики православия является отношение к человеку. Не допускается при проектировании производственной системы типа «человек — машина» использовать способности и возможности человека как средства для добычи «прибыли». Это безнравственно.

magnifier.png Важным аспектом этики православия является отношение к человеку. Не допускается при проектировании производственной системы типа «человек — машина» использовать способности и возможности человека как средства для добычи «прибыли». Это безнравственно

Примеров, когда нравственная основа при проектировании хозяйства любого типа отступает на второй план, множество.

Например, непонятно мировоззрение инженера-химика, который для повышения эффективности энергоблока всего лишь на 14% предлагает технологию получения одной тонны нового компонента (изотоп азот-15) ядерного топлива с попутным образованием десятков тысяч тонн диоксида серы и отходов серной кислоты. А это как раз и есть та самая нерациональность, последствия которой аукнутся следующим поколениям огромными затратами на утилизацию и восстановление здоровья.

Посмотрите на отвалы угольной золы Рефтинской ГРЭС. Ведь кто-то из инженеров-энергетиков проектировал 40 лет назад технологическую схему ее работы и котлы для сжигания экибастузских углей. При наличии в области газовых потоков везти уголь за полторы тысячи километров от станции не просто нерационально и невыгодно, но и стыдно. О таких проектировщиках и заказчиках обычно говорят, что у них «нет ничего святого». Видимо, не знал проектировщик, что в русском душевном типе инвестора и заказчика проекта близость к Богу определяется не уровнем прибыли в кармане, а святостью, которая «слишком высока и недоступна» для него.

Конечно же, нельзя искусственно вычленять этические нормы поведения человека для оправдания рациональности и полезности технических решений только из всего богатства религиозных учений. Очевидно, что главным источником вдохновения для проектанта всегда будут природные явления, механизмы и технологии.

Поэтому проблема этики проектной деятельности должна быть исследована не только в предложенной постановке о ее «трех источниках». Для современного поколения инженеров, ученых, технологов, конструкторов и проектантов теория этики проектирования должна быть разработана гораздо полнее, с более отчетливым пониманием разницы между экономикой проекта, его рациональностью, полезностью и устойчивостью. Только в этом случае мы можем говорить о науке проектирования производственных систем XXI века. Пока такой науки у нас нет.

 

Еще по теме:
26.04.2024
Нужна ли экономика как современная научная дисциплина производству? Если об этом рассуждать, опираясь на знание истории ...
18.04.2024
Задача рационального соединения разных по скорости энергетических, материальных и информационных потоков в одну работающ...
01.03.2024
Оказывается, что любая опасность, создаваемая в результате человеческой деятельности, проявляется, как опасность только ...
01.03.2024
В новой редакции Стратегии научно-технологического развития впервые появляется термин «природоподобные технологии». Но д...
Наверх